Какой динамик нужен для сабвуфера?

Содержание

Территория баса: динамик, направленный вперёд или излучатель, направленный вниз? – Barnsly Sound Blog

Какой динамик нужен для сабвуфера?

Довольно часто возникает вопрос: какой сабвуфер лучше – излучающий вниз или излучающий вперёд? И, как и в отношении большинства аспектов, связанных с воспроизведением звука, простого и однозначного ответа не существует. Однако мы вкратце изложим основные сведения о том, с каким задачами сабвуферы каждого из этих типов справляются лучше, и на какие из их особенностей мы делаем упор, предлагая те или иные модели потенциальным покупателям.

В случае сабвуфера, излучающего вниз,

нужно понимать: имея динамик, направленный в пол и расположенный в непосредственной близости от пола, мы с выгодой для себя используем самую большую плоскую поверхность традиционной жилплощади. Низкочастотные звуковые волны, исходящие из динамика, направленного вниз, оказывают ударное воздействие на пол и, распространяясь по его поверхности, создают особенно глубокий бас. Пол, работая в сочетании с динамиком, становится важной частью рабочей конструкции сабвуфера. Кроме того, данная акустическая связка делает бас более заметным при той же мощности. Все эти преимущества не сопряжены с дополнительными затратами.

Но почему же тогда все выпускаемые сабвуферы не используют конструкцию, излучающую вниз?

Современные критерии качества баса не ограничиваются его мощностью и глубиной. Хотя оба этих фактора и являются для нашей проектной группы одними из самых приоритетных. Скорость, чистота, точное интонирование индивидуальных тонов, воздушность, характер воздействия масс сжатого воздуха на тело слушателя (вспомните про бас-бочку в современной ударной установке), правильно воссоздаваемое затухание звуковых волн – всё это играет ключевую роль в по-настоящему неординарных системах. Эти характеристики достигаются при наличии быстродействующих легких динамиков прямого излучения.

Динамики, излучающие вперёд,

обеспечивают все вышеперечисленные характеристики намного лучше, чем динамики, излучающие вниз. Получаемый в результате бас быстр, воздушен и в то же время чрезвычайно напорист. В конструкциях, излучающих вниз, этого добиться трудновато. Полновесное звучание бас-бочки, максимально эффектные взрывы и выстрелы в кинофильмах, изысканный «переливчатый» инфрабас, характерный для оргáна: всё это достижимо при использовании исключительно быстродействующих конструкций, излучающих вперед.

Идеальным вариантом, исходя из нашего многолетнего опыта, мы считаем сочетание динамика, излучающего вперед, и динамика, излучающего вниз

И это справедливо в особенности для тех моделей средних размеров, где объём корпуса ограничен из соображений практичности. Вот почему сабвуферами, излучающими только вниз, в нашем ассортименте являются только модели базового уровня – T/5i и T-Zero. И в каждом из наших основных модельных рядов применяются исключительно качественные быстродействующие динамики, излучающие вперёд, в сочетании с уникальными пассивными радиаторами, излучающими вниз.

Такой подход позволяет реализовать в одном сабвуфере преимущества излучателей обоих типов. Быстродействие, тембровые вариации и точность высоты тона, необходимые для безукоризненного воспроизведения музыки, сочетаются с напористостью и ударностью, требуемыми для домашнего кинотеатра и рока. Всевозможные разновидности агрессивной музыки с мощным басом выигрывают от наличия быстродействующих глубоких динамиков, излучающих вперёд.

Пассивный радиатор, излучающий вниз, выдает самые глубокие, самые низкие ноты, которые, будучи буквально вдавливаемыми в пол, затем ощутимо «растекаются» по его поверхности. Это естественным образом усиливает самые длинные звуковые волны, которые воссоздают самые низкие ноты, вызывающие ощущение благоговения при прослушивании музыки в огромном пространстве (например, в соборе Парижской Богоматери). Данный эффект используется и звукоинженерами в научно-фантастических фильмах: звуковая дорожка дополняется едва слышимым глубоким эхом в тот момент, когда на экране появляется изображение бескрайнего космоса.

В заключение отметим, что наш ответ на вопрос «Что лучше выбрать – излучение вниз или вперёд?» однозначен: «И то, и другое»

Это двойное действие, которое мы называем Multi Modal Bass, позволяет нам взять самое лучшее из обоих решений. Сохраняя сравнительно компактные размеры корпуса, мы получаем глубокий И быстрый бас, равномерно заряжающий комнату звуковой энергией. Результат – более ровное и однородное звучание во всём помещении, чем при использовании сабвуферов, работающих в каком-то одном режиме.

John Hunter,
REL Owner & Design Director

Источник: https://blog.barnsly.ru/brand/rel/rel-down-firing-vs-front-firing/

Сабвуферы

Какой динамик нужен для сабвуфера?

Сабвуферы знакомы и любимы многими меломанами. И уж конечно невозможно представить сцену, на которой бы не был установлен саб. В данной статье постараемся разобраться, зачем нужен сабвуфер, какой именно, как его правильно установить.

Слово «сабвуфер» дословно означает «ниже низкочастотного динамика», поэтому данным термином может быть описана любая система, выполненная в отдельном корпусе и имеющая низкочастотную головку. Определим сразу, что сабвуфер представляет собой громкоговоритель, способный воспроизводить самые низкие частоты, которые может воспринимать человеческое ухо, но которые не входят в частотный диапазон широкополосных акустических систем.

Зачем нужен сабвуфер?

Спектр большинства фонограмм наиболее ярко проявляется в низких частотах слышимого диапазона, которые так важны для восприятия звука. Поэтому, если вы привыкли слушать качественные записи и предпочитаете «полноценный» звук, то сабвуфер вам просто необходим. Сабвуфер является важнейшей частью акустического оформления домашнего кинотеатра, необходим во время выступлений на сцене и особо почитаем многими любителями автомобильной акустики.

Особенности конструкции

«Официальный» диапазон слышимости для человека 20 Гц — 20 кГц, но с возрастом границы сдвигаются, и диапазон становится уже, что особо заметно в верхних частотах. Длина волны верхних частот мала, поэтому диффузоры имеют малые размеры, в связи с чем воспроизвести эти самые высокие частоты несложно и любая акустическая система легко справится с этой задачей. Конструкции среднечастотных и высокочастотных составляющих акустических систем давно и успешно отработаны, выйдя на качественный уровень воспроизведения.

Сложнее обстоит дело с достоверным воспроизведением частот в диапазоне 20 — 400 Гц, что связано с необходимостью использовать большие и тяжелые диффузоры, размер которых определяет высокую механическую жесткость, позволяющую избежать изгиба при колебаниях. Использование диффузоров больших размеров позволяет увеличить сопротивление и сжимаемость воздуха и при этом требует использования мощной катушки индуктивности, которая располагается в зазоре огромного магнита специальной формы.

Читайте также  В каком формате форматировать флешку для автомагнитолы?

Мощность, подводимая к катушке, может достигать сотен ватт, поэтому необходимо своевременно и эффективно отводить тепло от усилителя и звуковой катушки. Источник питания для такого усилителя требуется качественный и, как следствие, дорогой. Довольно остро стоят проблемы резонансов и интерференции (наложения прямых и отраженных волн), что также связано с большой длиной волны, которая сопоставима с размерами корпуса и помещения.

Таким образом, для низких частот предпочтительно разместить акустическую систему в отдельном корпусе. При этом конструкция сабвуфера довольно проста: крупный кубический (редко округлый) корпус, низкочастотная головка и мощный усилитель, способный воспроизводить частоты 20 — 500 Гц.

В отношении сабвуфера смело можно сказать: чем больше диффузор, тем мощнее бас вы получите. Диффузор располагается внутри корпуса сабвуфера, который, соответственно, тоже будет иметь внушительные размеры.

Глобально сабвуферы можно разделить на активные и пассивные. В активных имеются встроенные разделительный фильтр, усилитель мощности и низкочастотный динамик, пассивные же требую подключения отдельного усилителя.

Конструкция сабвуферов, как и технология воспроизведения, кардинально не изменялись уже более 70 лет.

Основные характеристики

1. Частотный диапазон (Гц). Одна из важнейших характеристик сабвуфера. Частотный диапазон можно разделить на несколько октав:

  • глубокие басы 20-40 Гц,
  • средние басы 40-80 Гц,
  • высокие басы 80-160 Гц.

Большинство моделей могут похвастать диапазоном 40-200 Гц, воспроизвести частоты от 20 Гц способны единичные топовые модели.

2. Частота разделения кроссовера — это частота, на которой происходит разделение спектра кроссовером. Что это означает? Например, если саб имеет частоту разделения 80 Гц, все составляющие сигнала с частотами выше этого значения будут ослаблены и поданы на основные акустические системы.

3. Максимальное звуковое давление – это максимальная громкость сабвуфера, если говорить в двух словах.

4. Чувствительность (дБ).  Чем выше чувствительность динамика, тем меньше нагружен усилитель и тем большее звуковое давление при равной мощности.

5. Диаметр НЧ-динамика. 

Конструкция корпуса сабвуфера существенно влияет на его акустические свойства. Существует три основных вида акустического оформления низкочастотной динамической головки сабвуфера, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки: закрытый, фазоинверторный и полосовой.

Закрытые сабвуферы имеют самую простую и эффективную конструкцию.

Достоинства:

  • Не дают утечки звука со стороны излучающей поверхности.
  • Обеспечивают глубокий бас
  • Имеют ровную АЧХ и малую задержку сигнала.
  • Не искажают звук.

Недостатки:

  • Сравнительно низкий КПД.
  • Громоздкие и тяжелые.

Сабвуферы фазоинверторного типа имеют отверстие, располагающееся обычно с тыльной стороны. В усилении низких частот главную роль играет акустический резонанс со своей резонансной частотой, на которой ноты звучат существенно громче остальных. Иногда это может стать проблемой, когда резонансная частота рассчитана неверно. Существует правило хорошего сабвуфера с фазоинвертором:  частота резонанса фазоинвертора должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым фазоинвертором.

Достоинства:

  • Выдают более низкие басы (т.к. увеличен ход диффузора).
  • Обладают высокой громкостью, поэтому отлично подходят для больших помещений.
  • Сравнительно высокий КПД.

Недостатки:

  • Сложны в настройке.
  • Могут вносить в звук существенные искажения.

Сабвуфер с полосовым фильтром совмещает в себе свойства закрытого и фазоинверторного типа и, соответственно, их достоинства и недостатки. Его корпус разделен на две части, одна из которых — закрытый ящик, а друга — фазоинвертор. Таким образом, повышается звуковое давление, но при этом уменьшается диапазон частот.

Менее распространенным, если не сказать редким, является вид акустического оформления сабвуфера под названием «Лабиринт», который также основан на принципе акустического резонанса. Сабвуферы такого типа имеют сложную конструкцию, что удорожает их производство.

Достоинства:

  • КПД сравним с фазоинверторным типом, выше чем у закрытого.
  • Меньшие искажения по сравнению с фазоинверторным сабом.

Недостаток: высокая стоимость.

Сабвуфер с пассивным излучателем – довольно оригинальный тип акустического оформления, имеющий в своей конструкции второй излучатель, который не подключен, а работает в качестве пассивного резонатора.

Достоинства:

  • Меньшие размеры по сравнению с закрытым типом.
  • Отсутствуют резонаторные и другие посторонние звуки, как у фазоинверторных сабов.

Недостатки:

  • Большие потери мощности.
  • Низкая чувствительность.
  • Большая масса пассивного излучателя негативно сказывается на передаточной характеристике.

Расположение сабвуферов на концертной площадке

Традиционно сабвуферы располагают на полу перед сценой или даже под ней.

Такое расположение позволяет сэкономить на количестве сабвуфером, но при этом имеет существенные недостатки, рассмотренные ниже.

  • «Обрезая» нижнюю часть акустического пространства для распространении звуковой энергии, вы увеличиваете звуковое давление на передние ряды, что покажется не совсем комфортным для слушателей, сидящих близко к сцене.
  • Разница в звуковом давлении между первыми и последними рядами может достигать 26 дБ, что особо ощутимо на открытых площадках.

  • Появляется задержка (в небольшом диапазоне частот в общем спектре вблизи частоты раздела кроссовера) между сигналами, идущими от линейного массива, расположенного над сценой, и сабвуферами, расположенными под сценой. Необходимо их синхронизировать и компенсировать временную разницу между ними. Однако проблема в том, что задержка для передних и задних рядов снова будет существенно отличаться. Так на кого же ориентироваться, производя настройку?

  • Такой задержки иногда оказывается достаточно, чтобы вызвать серьезные аномалии и искажения в общей АЧХ системы, что связано с фазовыми сдвигами в сигнале.

Поэтому, руководствуясь физическими законами, логичнее расположить сабвуферы на одной высоте с линейными массивами. К сожалению, эффективность работы сабвуферов уменьшится, поэтому их количество придется увеличить, но такая конфигурация позволит предотвратить временные задержки и частотные искажения, что приведет к более гладкой АЧХ без принятия компромиссного решения относительно каких рядов слушателей настраивать всю систему. Как результат: однородная звуковая картина в области частоты среза на всей площади концертного помещения или площадки.

Выбираем сабвуфер

При выборе сабвуфера постарайтесь руководствоваться следующими факторами:

  1. Финансовые возможности. Принцип «чем дороже – тем лучше» работает, так как средства, вложенные производителем в материалы и технологии, окупятся хорошим звуком.

  2. Площадь помещения и место установки. От этих фактор можно выбирать мощность сабвуфера: чем она выше, тем лучше будет передаваться звук.

  3. Диапазон выдаваемых частот. Можно руководствоваться следующим правилом: чем ниже граница частотного диапазона и чем уже сам диапазон, тем более качественные басы можно получить. На верхнюю границу можно не обращать внимание, только при подсчете ширины диапазона.

  4. Наличие регуляторов. К основным и необходимым относятся: Уровень (Level), Частота среза (Frequence) и Фаза (Phase).

Несмотря на стандартность конструкции сабвуфера и предельно четкие задачи, выбрать его не так-то просто. В первую очередь, необходимо определиться с требованиями к сабвуферу, с типом, характеристиками и заглянуть в кошелек. Даже если увиденное вас не особо порадует, то и за небольшие деньги можно найти подходящую под ваши запросы модель.

Читайте также  Как припаять ЮСБ разъем к магнитоле?

Источник: https://pop-music.ru/articles/sabvufery/

Советы по настройке сабвуфера | Полезный автозвук

Какой динамик нужен для сабвуфера?

Автомобильный сабвуфер является важным элементом в составе акустических систем. При этом важно не только правильно подобрать и подключить сабвуфер, но и выполнить его настройку.

Важно понимать, что сабвуфер — это динамик для воспроизведения низких частот, т.е басовик. Фактически, низкочастотный динамик имеет диффузор, который колеблется вверх-вниз, создавая сжатия и разряжения воздуха.

Бас — это нижний диапазон звуковых колебаний (от 20 до 150 Гц). Такую частоту колебаний имеют диффузоры сабвуферов, а также мидбасовые динамики.

  • Низкий бас (15 — 50 Гц)
  • Средний бас (50 — 100 Гц)
  • Верхний бас (100 — 150 Гц)

После покупки сабвуфера и усилителя, стоит начинать с проектирования короба по характеристикам самого динамика. Выбрать стиль и тип музыки, которая чаще всего будет прослушиваться. Правильный подход позволяет получить хорошее звучание.

Настройка фильтра LPF

Фильтр LPF (Low Pass Filter) служит для того, что бы убрать с сабвуфера высокие частоты (вокал) и оставить только низкие. Лучше всего настраивать LPF на головном устройстве. Так вы сможете получить точные значения настроек (рекомендуем срез 50 или 63 Гц). Если такой возможности нет, тогда срез регулируется на самом усилителе.

Не рекомендуем одновременно использовать фильтр на усилителе и в головном устройстве.

На усилителе необходимо выкрутить LPF до конца, далее крутим против часовой стрелки (назад) пока сабвуфер не перестанет воспроизводить верхние частоты. Так как фильтра по частотам на усилителях разные (30 — 180 Гц, или 35 — 250 Гц), то рекомендуемых положений ползунка нет. Полагайтесь на свой слух или обратитесь к специалистам.

Настройка фильтра SUBSONIC

Фильтр ультранизких частот (SUB SONIC) служит для того, чтобы убрать самые низкие частоты (20 Гц и более низкие), что не позволит динамику превышать допустимый ход. Работая на таких частотах без среза, можно заметно увеличить ход диффузора, катушка может выйти из зазора и повредиться.
Выкручивая этот фильтр по часовой стрелке — вы облегчаете работу сабвуферу, поднимаете предел по громкости на его нормальных частотах и избегаете риска повреждения.

Обращаем внимание, сабсоник присутствует не на всех усилителях. Желательно сразу подбирать усилитель на сабвуфер, где есть указанный фильтр.

Настройка GAIN (LEVEL)

Настройка уровня входной чувствительности сабвуфера и его регулировка осуществляется на усилителе. Регулятор Level или Gain позволяет согласовать уровень сигнала головного устройства с усилителем, чтобы избежать искажений и помех на динамик.

Обращаем внимание, что регулятор GAIN — это не уровень громкости. Не путайте.

1. Настройка на головном устройстве:

  • Регулятор GAIN (LEVEL) на усилителе ставиться в ноль;
  • Подается аудиосигнал с настроенной частотой;
  • Увеличиваем громкость на магнитоле до появления искажений;
  • Оставляем уровень громкости до искажений и переходим к усилителю.

2. Настройка на усилителе:

  • Увеличиваем уровень сигнала регулятором GAIN (LEVEL) на усилителе до искажений;
  • Возвращаем регулятор немного назад, чтоб звук стал чистым.

Для более точной настройки сабвуфера используют осциллограф. Данное решение позволяет настроить уровни гибко, исключая даже малозаметные искажения.

Настройка задержки

Задержки можно выставлять только на процессорных магнитолах, или при подключении внешнего процессора.

Данная настройка нужна, если бас «запаздывает». Говоря простым языком, фронт уже отыграл, а сабвуфер отыгрывает несколько позже, то есть с задержкой. Именно по этой причине нужна корректировка задержки, чтобы позволить фронтальной акустике и сабвуферу отыгрывать синхронно.

Регулировка фазы (PHASE)

Регулировка позволяет сдвинуть звук от сабвуфера по фазе относительно основной акустики — в большинстве случаев на 180°. Регулировка фазы устраняет рассинхронизацию по фазе, которая улучшает качество басов.

Обращаем внимание, при выборе усилителя, желательно приобретать с данной регулировкой, если ее нет в головном устройстве.

Контроль и просадки

После всех настроек, обязательно следить за работой сабвуфера и просадками (нехватка питания от генератора автомобиля). Рекомендуем использовать вольтметр для мониторинга напряжения. Обязательно подключать на входные клеммы усилителя. Нормальное напряжение на входе усилителя должно быть не ниже 12.5 В при работе.

Работа сабвуфера сопровождается нагревом звуковой катушки. Если колпак теплый, значит все нормально настроено. Если колпак будет горячий, значит сильно греется катушка, из за чего часто и довольно быстро сабвуфер выходит из строя.

Причины быстрого нагрева:

  • Не верно настроено;
  • Не качественное оформление;
  • Не достаточно питания (клип);
  • Используются усилители баса (басбусты и не качественные треки);
  • Слабый усилитель (клип).

Обращаем внимание, контролировать динамик более мощным усилителем проще. Рекомендуем выбирать усилитель который на 25 — 100% мощнее от выбранного сабвуфера в том сопротивлении, в котором он будет подключен.

Источник: https://worldsound.ru/blog/articles/sovety_po_nastroyke_sabvufera/

Сабвуфер – какой покупать и для чего?. Добавляем басов со знанием дела

Какой динамик нужен для сабвуфера?

Что только не пытаются нам сегодня продать под названием «сабвуфер»! Начиная от малюсеньких настольных кубиков размером со стакан и заканчивая встроенными в ноутбук 20-мм пищалками на широком подвесе. Конечно, никаких ноутбуков, планшетов и даже саундбаров с настоящим встроенным сабвуфером не существует. Зато есть целый подраздел домашних акустических систем, предназначенный для качественного воспроизведения нижней части частотного диапазона. Именно о таких аппаратах и о том, какие они бывают и как их правильно выбирать, и пойдет речь в данной статье.

Откуда они взялись?

Собственно, отдельные низкочастотные модули появились на свет практически одновременно с появлением многополосных акустических систем. Задача создания адекватного звукового давления в низкочастотном диапазоне ниже 100 Гц стояла перед создателями АС с самого начала.

А поскольку человеческий слух гораздо более чувствителен к средним и высоким частотам, то настроенная, что называется, в линейку акустическая система субъективно может восприниматься как лишенная должного басового фундамента.

И это при воспроизведении музыки, что же тогда говорить о передаче низкочастотных эффектов в кино? Конечно, настоящую революцию в этой области совершил Джордж Лукас с внедрением своего стандарта THX в 1981 году, однако и задолго до этого в кинотеатрах устанавливались акустические системы с отдельными низкочастотным модулями. Именно оттуда, а также из студий звукозаписи, они и перекочевали в домашний кинотеатр и домашние стереосистемы, став их неотъемлемой частью.

Конструкция сабвуфера

Сабвуферы бывают активными, то есть со встроенными усилителями и другой электроникой, и пассивными, которые требуют внешнего усиления. Последние в настоящее время практически полностью перекочевали в раздел профессионального и инсталляционного оборудования. Такая конфигурация удобна тем, что вынесенная за пределы корпуса электроника может устанавливаться, где угодно, а сам сабвуфер раз и навсегда размещается в необходимом месте. И для управления его настройками нет нужды даже подходить к нему.

Конструктивно сабвуфер представляет собой одну или несколько динамических головок большого диаметра, установленную в корпусе. Бескорпусные модели используются для установки в ниши помещений в составе инсталляционных проектов.

Читайте также  Что такое автономность в телефоне?

Акустическое оформление активных сабвуферов, чаще всего, представляет собой фазоинвертор либо закрытый корпус. Популярны также варианты с фазоинвертором в виде пассивного излучателя, то есть лишенного магнитной системы динамика. Однозначного преимущества ни один из видов оформления не имеет, все зависит от мастерства разработчика и используемых динамиков, каждый из которых рассчитан на оптимальную работу в определенном акустическом оформлении.

Обычно в сабвуферах устанавливаются динамические головки диаметром от 200 мм (8 дюймов) и до 457 мм (18 дюймов), диффузоры большего диаметра, как правило, встречаются редко и в очень дорогих моделях. Существует два подхода к конструкции современных активных низкочастотных модулей.

Первый заключается в установке мощных головок диаметром 8-12 дюймов с длинным ходом и усилителей повышенной мощности, позволяющих держать в узде тяжелый диффузор и большую катушку.

Второй подход предполагает использование «быстрых» динамиков 12-18 дюймов с низкой добротностью и соответствующих им усилителей, в этом случае перемещение нужного объема воздуха достигается не за счет большого хода диффузора, а за счет его увеличенной площади. Однако на практике разработчику приходится сочетать два подхода для получения сбалансированного результата.

Обязателен ли отдельный сабвуфер в домашнем кинотеатре?

Если вы хотите получить ощущения, близкие к тому, что вы слышите при походе в кино, то да – обязателен. Без него можно обойтись в том случае, если фронтальные пары имеют активную басовую секцию, оснащенную солидными динамиками и мощными встроенными усилителями. В том же случае, если у вас есть только AV-ресивер и обычные напольные колонки типа «столбик», то сабвуфер вам однозначно потребуется. Только в этом случае вы получите нужный уровень звукового давления в диапазоне, в котором сосредоточены все низкочастотные спецэффекты. 

Нужен ли сабвуфер в стереосистеме?

Это дело вкуса и личных предпочтений. Учитывая, что многие современные акустические системы не отличаются громоподобным басом, то желание добавить несколько лишних децибелов на НЧ абсолютно естественно. Однако необходимо учитывать, что правильная настройка сабвуфера может оказаться затруднена из-за ограничений по месту его размещения, а также в силу конструкции АС. Но об этом мы расскажем ниже.

Какой сабвуфер покупать?

Ответ, казалось бы, очевиден – чем больше и дороже, тем лучше. Однако выбор зависит не только от бюджета, но и от того, как и где вы планируете использовать аппарат. В отношении правильно спроектированных аппаратов размер действительно имеет значение, и чтобы прокачать большое помещение, нужны серьезные мускулы. Может показаться странным, но дороже всего даются последние несколько герц нижней октавы, за создание нужного звукового давления на которых фанаты правильного баса готовы платить серьезные деньги.

Поэтому рекомендацию лучше сформулировать так – покупать нужно качественный сабвуфер, соответствующий вашим задачам и площади помещения.

Если речь идет о небольшой типовой комнате площадью около 20 квадратных метров, то вполне можно удовлетвориться одной моделью из той же линейки акустических систем, к которой относятся все остальные колонки вашего домашнего кинотеатра. Как правило, это будет сабвуфер средней мощности с динамиком 8-10 дюймов.

Однако если вы хотите озвучить большой зал размером от 40 квадратных метров, то лучше озаботиться приобретением нескольких сабвуферов, причем лучше всего производства фирм, специализирующихся на их выпуске. К таковым можно отнести SVS, REL, M&K Sound, Velodyne, JL Audio.

На что обращать внимание

Помимо большого динамика и мощного встроенного усилителя хороший сабвуфер должен иметь расширенные возможности по подключению и настройке, если только он не предназначен для включения в систему THX, где все настройки низкочастотного канала обычно производятся на уровне процессора.

Наиболее гибкий в настройке сабвуфер должен иметь двухканальный низкочастотный вход на разъемах RCA с регулируемой частотой среза, отдельный монофонический вход LFE с фиксированной частотой среза, высокочастотный вход на акустических терминалах, общий регулятор уровня, плавный или двухпозиционный регулятор фазы. Не лишней будет и возможность беспроводного подключения по Bluetooth или даже Wi-Fi, равно как и система автоматической калибровки.

Сколько платить?

Вопрос вопросов. Практика показывает, что выдавать действительно правильный бас и предоставить возможность гибкой настройки способны сегодня модели стоимостью около 1000 евро и выше. Маленькие кубики в диапазоне 500-600 евро тоже имеют право на существование, но их удел – совсем небольшие комнаты. Скажем откровенно – серьезный аппарат, способный работать на частотах от 16 Гц с нужным уровнем звукового давления обойдется весьма недешево.

Где устанавливать?

Несмотря на то, что на частотах ниже 100 Гц звук не обладает выраженной направленностью, устанавливать сабвуфер где попало нельзя. За счет отраженного звука и интермодуляционной составляющей он все может иногда выдавать свое истинное местоположение. Желательно размещать низкочастотный модуль в передней полусфере звукового поля, оптимально – на той же линии, что и фронтальные громкоговорители. При наличии нескольких сабвуферов в системе можно поиграть их взаимным расположением для того, чтобы в точку прослушивания звук приходил одновременно и в фазе.

Что с настройкой?

До недавнего времени вопрос настройки сабвуфера был одним из самых сложных при инсталляции даже недорогого домашнего кинотеатра. Однако с появлением систем автоматической калибровки сначала в AV-ресиверах и процессорах, а затем и в самих сабвуферах, существенно упростил задачу. Тем не менее, определенная корректировка результатов работы автоматического настройщика может потребоваться.

Дело в том, что алгоритмы обычно по умолчанию работают таким образом, чтобы в точке прослушивания вы получали максимум прямого излучения, не затушеванного отраженными сигналами. И в зависимости от акустических условий в зале система настройки иногда может серьезно занижать уровень сигнала в канале LFE, если при помощи введения временной задержки и фазовой коррекции не получается добиться нужного результата. То есть сигнал в итоге получится чистым, но слабым.

В большинстве случаев достаточно будет затем в ручном режиме поднять уровень на несколько децибелов, чтобы получить искомый бас.

Более того, для интеграции активного сабвуфера в музыкальную стереосистему потребуется большая степень ручного труда. Любители трифоника знают, насколько трудным иногда бывает процесс грамотного согласования, например, полочных мониторов и единственного на два канала сабвуфера. Детальная инструкция по настройке в разных сценариях не входит в задачу данной статьи, однако главное правило для любого правильно настроенного сабвуфера давно известно и не менялось.

Сабвуфера не должно быть слышно! То есть слушатель не должен на слух определить не только местоположение аппарата, но и вообще догадаться, что в системе работает сабвуфер. А это означает, что низкочастотный модуль должен быть идеально согласован с основными АС по уровню, фазе и временным характеристикам.

Качественный и правильно настроенный сабвуфер выводит звучание системы на другой уровень, делая его более объемным, воздушным и масштабным, не меняя его основного характера.

Денис Репин

20 июня 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

Источник: https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/sabvufer-kakoy-pokupat/