Система паз что это такое?

Содержание

Автобусы ПАЗ

Система паз что это такое?

страница » Автобусы » Производители » Автобусы ПАЗ

Павловский автобусный завод имеет богатую историю, с 1930 года под торговой маркой ПАЗ в разное время выпускался широкий спектр пассажирского транспорта. Каждая модель заслуженно пользовалась (и пользуется) высоким спросом. Востребованность техники демонстрирует заинтересованность в информации об автобусах ПАЗ. Основные сведения о производителе и ассортименте представлены в данной статье. Более подробную информацию возможно получить из других публикаций, ссылки на которые присутствуют в тексте.

ОКОФ: для расчета амортизации и не только

ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) является государственным российским нормативным документом в области стандартизации. ОКОФ предназначен для обработки информации об основных фондах компаний посредством классификации объектов с помощью кодов. Основными фондами являются активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного времени, не менее одного года, для производства товаров и услуг.

ПАЗ-320414 Вектор 8.8. Фото ГАЗ

Также стандарт позволяет решать следующие задачи:

  • проводить работы по оценке объемов, состава и состояния (амортизации) фондов организации;
  • реализовывать комплекс учетных функций по основным фондам;
  • осуществлять расчет экономических показателей;
  • проводить расчет рекомендаций проведения ремонтов фондов.

Каждому виду фондов соответствует собственный код, который имеет следующую структуру – XXX.XX.XX.XX.XXX. Первые три знака соответствуют коду вида основных фондов. Следующие знаки соответствуют кодам из ОКПД-2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности) и могут иметь длину кода от двух до девяти знаков в зависимости от длины кода в ОКПД.

Категории «Автобусы» соответствует 310.29.10.30.110, «Автобусы городские» – 310.29.10.30.111, «Автобусы дальнего следования» – 310.29.10.30.112, «Автобусы для перевозки детей» –
310.29.10.30.113, «Автобусы для перевозки инвалидов» – 310.29.10.30.114, «Автобусы прочие» – 310.29.10.30.119.

Паспортные данные ТС: VIN и прочие

Паспортные данные автобуса указываются на заводской табличке, которая располагается в моторном отсеке на внутренней стенке каркаса кузова с правой стороны. Табличка содержит следующую информацию:

  • В строке «1» указывается номер Одобрения типа транспортного средства.
  • В строке «2» указывается идентификационный номер автобуса (VIN), который наносится без пробелов с ограничителями, содержит:
    • первые 3 знака – международный код изготовителя;
    • следующие 6 знаков – условный код автобуса;
    • следующий 1 знак – код модельного года выпуска;
    • последние 7 знаков – порядковый номер автобуса.
  • В строке «3» указывается модель двигателя.

Табличка паспортных данных автобуса ПАЗ. Фото ГАЗ

Идентификационный номер автобуса, кроме заводской таблички, нанесен также на пластине, расположенной в моторном отсеке на задней консоли с правой стороны.

Заводская табличка двигателя расположена на крышке клапанов.

Как выглядит, устройство техники, салон

Павловский автобусный завод специализируется на выпуске пассажирского транспорта малого и среднего классов вместимости. Модели обладают современным дизайном, хорошими
техническими характеристиками, простотой в эксплуатации, легкостью приобретения запасных частей и комплектующих.

Устройство техники ПАЗ включает в себя три основных
элемента: двигатель, кузов, шасси и ничем не отличается от конструкций транспортных средств других торговых марок.

Салон городского автобуса ПАЗ-3237. Фото ЯрКамп

Салон ПАЗиков характеризуется практичностью, оформление, тип сидений, комплектация ремнями безопасности и прочими дополнительными элементами зависит от назначения автобуса. Схема расположения пассажирских кресел значительно отличается у моделей. Независимо от схемы и нумерации сидений пассажирам обеспечивается безопасность и комфорт.

Место для водителя также отличается у разных моделей, но возможно отметить общие параметры: понятная приборная панель, комфортное регулируемое сиденье, достаточно пространства для удобного расположения.

Где выпускают/делают, производитель, город, дата основания, сайт и прочие сведения

«Павловский автобус» — советский и российский производитель автобусов. Решение о создании предприятия в Павлове было принято в 1930 году, целью выступала необходимость обеспечения Горьковского автозавода и других автомобилестроительных компаний кузовной арматурой. В 1932 году строительство завода было завершено и начался выпуск продукции. Тогдашнее название – ЗАТИ (завод автотракторного инструмента).

В 1952 году произошло перепрофилирование и переименование предприятия в Павловский автобусный завод. До 1990 года предприятие носило название Павловский автобусный завод им. А. А. Жданова, отсюда аббревиатура ПАЗ и расшифровка, которая актуальна и в настоящее время, несмотря на произошедшие изменения. Родным городом завода является Павлово Нижегородской области.

Автобус ПАЗ-3204. Фото ГАЗ

В 2000-ом произошло объединение Павловского завода с ведущим производителем России – Группой ГАЗ, официальный сайт – bus.ru. Консолидация нескольких предприятий: ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ – способствовала появлению в холдинге дивизиона «Автобусы», что позволило вдохнуть новую жизнь в выпускаемую технику.

Сегодня предприятие располагает мощными производственными возможностями, что позволяет собирать под брендом ГАЗ широкий выбор пассажирского транспорта разного назначения.

Сравнение в КАвЗ и ЛиАЗ

Предприятия ПАЗ, КАвЗ и ЛиАЗ, входящие в структуру Группы ГАЗ, и продукцию, выпускаемую под данными брендами, нередко сравнивают. Обусловлено это аналогичными характеристиками заводов и их продукции: разработка и производство автобусов различного назначения, большое количество модификаций, доступная стоимость в сравнении с импортными аналогами, неприхотливость в эксплуатации, доступность запасных частей, возможность эксплуатации в сложных дорожных условиях, современный дизайн салона и внешний вид.

Автобус ПАЗ-3237. Фото ЯрКамп

Однако, существуют и отличия.

Основная специализация. ПАЗ ориентирован на выпуск автобусов малых и средних габаритов, спецтранспорта. КАвЗ специализируется на сборке среднегабаритной техники, предназначенной для эксплуатации на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Также основным направлением является производство транспортных средств для перевозки школьников. ЛиАЗ занимается производством крупно– и особо крупногабаритной техники для осуществления городских и междугородных поездок.

Преимущества. ПАЗ: высокие технические характеристики; хорошая управляемость. ЛиАЗ: качественные и надежные комплектующие; хорошие ходовые качества. КАвЗ: хорошая
маневренность; надежность двигателя и трансмиссии.

Грузопассажирский автобус ПАЗ-32053-20. Фото Мега-Сервис-НН

Кроме этого, некоторые специалисты предпочитают сравнивать определенные модели представленных марок. Широкий модельный ряд ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ позволяет это сделать.

Модельный ряд: история и современность

Производство автобусов на заводе в Павлове началось в 1952 году с выпуска капотной модели ПАЗ-651, имеющей незначительные отличия от ГЗА-651.

1958 год ознаменовался началом производства новой базовой модели ПАЗ-652, полностью разработанной сотрудниками заводами.

С 1968 до 1989 года с конвейера сходила еще одна востребованная базовая модель – ПАЗ-672, имеющая полноприводную модификацию с индексом 3201.

Автобус ПАЗ-672. Фото Википедия

В 1989 году начат выпуск ПАЗ-3205 – самой массовой в 1990-2000-х годах модели, существует более 30 модификаций данного автобуса.

Конец 1990-х – начало 2000-х возможно отметить как период, когда были разработаны модели среднего и большого классов, наиболее популярными являются ПАЗ-4230 Аврора, ПАЗ-4234 (а также его школьный вариант – 423470-04), а также первый в России низкопольный транспорт ПАЗ-3237.

В конце 2000-х на замену ПАЗ-3205 приходит семейство малых автобусов на рессорной подвеске ПАЗ-3204, некоторые модификации которого вызывают повышенный интерес, поэтому рассмотрены отдельно: ПАЗ-320435-04/ПАЗ-320405-04; ПАЗ-320414.

Пригородный автобус ПАЗ-32053/54. Фото ГАЗ

Еще одной альтернативой модели 3205 является ПАЗ-32053, имеющий большое количество модификаций: школьный 32053-70, грузопассажирский 32053-20 и пр.

Популярностью пользуется полноприводный ПАЗ-3206, выпускающийся с 1995 года.

Где купить, арендовать, переоборудовать, отремонтировать

Востребованность автобусов ПАЗ способствует широкому спектру услуг, предоставляемых компаниями. Компании реализуют пассажирский транспорт в широком ассортименте, оказывают услуги аренды/лизинга, переоборудования, технического обслуживания и ремонта.

На российском рынке представлено несколько отечественных торговых марок, под которыми выпускается обширный перечень автобусов: ПАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ. Ведущей маркой является ГАЗ. Данный обзор посвящен анализу популярных моделей техники и непосредственно производителю транспорта для пассажирских перевозок. О производителеГорьковский автомобильный завод (сокр. ГАЗ) основан в 1932 году, располагается в Нижнем Новгороде. В 2005 году завод стал частью одного из крупнейших автомобилестроительных холдингов «Группа ГАЗ».Завод занимает особое…

— Далее —

«ПАЗ» – российский (ранее – советский) автобус среднего и малого класса. С 1989 года выпускается ООО «ПАЗ» (до 2005 г. – завод «Павловский автобус»). «ПАЗики», предназначенные для городских, пригородных и междугородных перевозок, специальные автобусы для сил охраны, правопорядка и других служб, модели для перевозки детей и инвалидов отличаются габаритами, комплектацией салона и типом двигателя, количеством мест. ПреимуществаПассажирский транспорт, разрабатываемый и выпускаемый Павловским автобусным заводом пользуется высоким…

— Далее —

Отечественный производитель ПАЗ, расположенный в Новгородской области в городе Павлово, разрабатывает и выпускает: линейку отечественных автобусов малого и среднего размеров;отдельную серию спецтранспорта для различных государственных структур и ведомств. Завод закрывает потребности более половины российского рынка, а его модели пользуются заслуженной популярностью и высоким спросом, поскольку имеют ряд преимуществ: стоят дешевле импортных аналогов;просты в обслуживании;неприхотливы к качеству потребляемого…

— Далее —

Завод автотранспортного инструмента образован в 1932 году, в 1952 – выполнено перепрофилирование и переименование в Павловский автобусный завод. В 2000-х годах предприятие стало частью структуры Группы ГАЗ. В разное время с конвейера сходили автобусы различных типов и классов, которые более подробно представлены далее. Виды: для детей и прочие, технические характеристикиПавловский завод специализируется на разработке и выпуске пассажирского транспорта малого и среднего класса. Модельный ряд торговой марки включает модели…

— Далее —

Читайте также  Как сделать коробку для сабвуфера своими руками?

Источник: https://rasklad.net/cat/avtobusy/proizvoditeli/br-paz/

Введение в системы противоаварийной защиты объектов нефтегазодобычи — АСУТП, ПАЗ, промышленная безопасность, противоаварийная защита, РСУ, системы ПАЗ, СПАЗ

Система паз что это такое?

Известно, что возрастание числа аварий на объектах нефтегазодобычи наносит большой материальный ущерб, как самим объектам, так и окружающей среде. Одной из мер, служащих для обеспечения безопасности взрывопожароопасных технологических процессов, предусматриваются автоматические системы противоаварийной защиты (ПАЗ).

Наличие таких систем позволяет предупреждать образование взрывоопасных и пожароопасных сред в технологическом оборудовании нефтегазодобычи при нарушении границ предельно допустимых значений параметров, характеризующих состояние технологического процесса, предусмотренных регламентом во всех режимах его функционирования и обеспечивающих безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе.

Системы ПАЗ для объектов нефтегазодобычи рассматриваются как своего рода последний рубеж обороны, за которым происходит разрушение технологического объекта, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ и возможно — гибель людей.

Система ПАЗ является компонентом распределенной системы управления (РСУ), которая в свою очередь является компонентом АСУТП объектов нефтегазодобычи.

Основные задачи и функции систем ПАЗ

Основная задача любой системы ПАЗ — перевод процесса нефтегазодобычи в безопасное состояние при возникновении каких-либо проблем в его работе (выход технологических процессов за установленные границы, отказ оборудования, нештатные ситуации).

Как правило, система ПАЗ получает данные о состоянии объекта нефтегазодобычи от «собственных» дублированных датчиков (одной из самых надежных схем считается «2оо3», когда срабатывание любых 2 из 3 датчиков, установленных на одной контрольной точке, считается необходимым условием для срабатывания защитной блокировки) и управляет «своими» резервированными исполнительными механизмами. У системы ПАЗ как компоненты РСУ нет «своей» станции оператора (такая есть в РСУ), есть только мобильная инженерная станция, с помощью которой выполняется конфигурирование ПЛК системы ПАЗ.

Со станции оператора РСУ, соединенной с системой ПАЗ через сетевой экран (файервол (FireWall), можно контролировать процесс работы системы  ПАЗ, но нельзя ей управлять. Конечное оборудование не зависит от оборудования РСУ, к примеру, если на трубопроводе по информации РСУ «заклинил клапан», то при возникшей ситуации отработает «отсекатель» системы ПАЗ.

При создании и последующей эксплуатации систем ПАЗ, предназначенных для технологических объектов нефтегазодобычи, следует соблюдать единый порядок управления комплексом необходимых работ, опирающийся на требования международных и национальных нормативно-методических документов [1,2]. Такой порядок должен охватывать состав, содержание и способы (методы) проведения работ по проектированию, внедрению, эксплуатации и техническому обслуживанию систем ПАЗ.

Этот порядок должен обеспечивать выполнение всех требований, предъявляемых к свойствам и показателям качества функционирования систем ПАЗ. Главными из них являются требования, предъявляемые к функциональной безопасности любой системы ПАЗ, т.е. к ее способности правильно функционировать, обеспечивая безопасность соответствующего объекта автоматизации.

В соответствии с серией российских стандартов ГОСТ Р МЭК 61508 и ГОСТ Р МЭК 61511 [1,2] функциональная безопасность системы ПАЗ как электронной программируемой системы определяется показателями качества выполнения ею функций безопасности, т.е. таких функций, содержанием которых является совокупность действий, направленных на снижение опасности, существующей и/или возникающей при функционировании управляемого объекта.

Основной функцией безопасности, для выполнения которой предназначена любая система ПАЗ технологического объекта, является автоматическое изменение его состояния в сторону более безопасного, выполняемое рассматриваемой системой в случае появления потенциально опасного события (например, выхода параметров процесса за безопасные пределы). м этой функции является совокупность действий, включающих измерительное преобразование и/или контроль соответствующих параметров состояния объекта, а также формирование и передачу на объект такой последовательности заранее определенных управляющих воздействий, которые направлены на предотвращение или снижение вреда.

Кроме основной функции система ПАЗ обычно выполняет ряд дополнительных функций, которыми в типичных случаях являются:

  • автоматическое обнаружение потенциально опасных изменений состояния технологического объекта или системы его автоматизации;
  • автоматическое измерение технологических переменных, важных для безопасного ведения технологического процесса (например, измерение переменных, значения которых характеризуют близость объекта к границам безопасного режима ведения процесса);
  • автоматическая (в режиме on-line) диагностика отказов, возникающих в системе ПАЗ и/или в используемых ею средствах технического и программного обеспечения;
  • автоматическая предаварийная сигнализация, информирующая оператора технологического процесса о потенциально опасных изменениях, произошедших в объекте или в системе ПАЗ;
  • автоматическая защита от несанкционированного доступа к параметрам настройки и/или выбора режима работы системы ПАЗ.

В соответствии с [3] на взрывоопасных объектах нефтегазодобычи применение систем, выполняющих функции противоаварийной защиты и/или блокировки при достижении критичных значений технологических параметров является обязательным. Выполнение указанных функций должно предупреждать образование взрывоопасной среды и другие аварийные ситуации, связанные с отклонениями технологического процесса от предусмотренных технологическим регламентом предельно допустимых значений параметров во всех режимах работы объекта, и, при необходимости, обеспечивать остановку объекта или иной его перевод в безопасное состояние.

Следует иметь в виду, что применение систем ПАЗ является не единственным способом достижения необходимого уровня промышленной безопасности производственных объектов.

Наряду с электронными системами ПАЗ на них должны функционировать и другие системы и средства, обеспечивающие безопасность производства (служба пожарной охраны, системы автоматического пожаротушения, система оповещения о чрезвычайных ситуациях, предохранительные клапаны и др.).

Совокупность таких систем и средств образует «многослойную» систему защиты (рис. 2) персонала, окружающей среды и имущества предприятия от возможных неблагоприятных событий на производстве и от их последствий.

Рис. 2. Типичные слои защиты и функции безопасности, применяемые для снижения рисков на объектах нефтегазодобычи

При определении состава и содержания работ по созданию и эксплуатации систем ПАЗ на объектах нефтегазодобычи необходимо учитывать ряд особенностей, характерных для таких объектов. Этими особенностями, в частности, являются следующие факторы и обстоятельства:

  • По признакам, установленным Федеральным законом №116-ФЗ от 05.05.2014 г. [4], практически все технологические объекты нефтегазодобычи относятся к категории опасных производственных объектов. На них возможно появление событий и ситуаций, способных нанести серьезный вред здоровью населения, заводского персонала и/или окружающей среде, а также значительный ущерб имуществу предприятия. Как следствие, на этих объектах важную роль играют задачи обеспечения промышленной безопасности не только оснащаемых системами ПАЗ технологических комплексов (в целом), но и самих систем противоаварийной защиты. Для выполнения этих задач необходимо при создании и эксплуатации СПАЗ обеспечивать безусловное выполнение требований безопасности, установленных международными и российскими стандартами и другими нормативно-методическими документами.
  • Большинство технологических процессов, реализуемых на объектах нефтегазодобычи, относятся к непрерывным процессам. Соответствующие технологические установки и агрегаты имеют, как правило, высокую единичную мощность (производительность), что диктует необходимость обеспечения их непрерывного круглосуточного функционирования.
  • Технологическое оборудование многих объектов нефтегазодобычи, эксплуатируемое в настоящее время, имеет высокую степень изношенности. Следствием этого обстоятельства является повышение роли систем ПАЗ для безопасной и эффективной эксплуатации указанных объектов.

Современные системы ПАЗ, создаваемые и эксплуатируемые на объектах нефтегазодобычи, обладают рядом особенностей, влияющих на порядок их создания и применения. К таким особенностям, в частности, относятся:

  • широкое использование в системах ПАЗ программируемых логических контроллеров (ПЛК) и/или других микропроцессорных средств компьютерной  техники, реализующих программным путем логические алгоритмы выполнения функций (функциональных задач) защиты и блокировки;
  • наличие на предприятиях нефтегазодобычи значительного числа систем ПАЗ, построенных на технически и морально устаревших средствах автоматики и требующих модернизации.

Основными техническими компонентами, входящими в состав любой системы ПАЗ, являются не только соответствующий управляющий программно-логический контроллер (ПЛК), но и такие изделия, как датчики и исполнительные механизмы, необходимые для выполнения функций системы. Кроме того, в систему ПАЗ часто входят дополнительные устройства (линии связи, блоки питания и др.).

В ходе создания и применения систем ПАЗ необходимо иметь в виду, что их функционирование не только эффективно повышает безопасность работы соответствующих технологических объектов, но и само может способствовать появлению опасных событий и ситуаций (например, в случае такого отказа системы ПАЗ, который приводит к неблагоприятному воздействию на объект).

Роль и место систем ПАЗ в средствах автоматизации объектов нефтегазодобычи

К средствам автоматизации объектов нефтегазодобычи будем относить триаду типа «АСУТП/РСУ/ПАЗ». РСУ — класс АСУТП для децентрализованной организации управления распределенными технологиями нефтегазодобычи. Системы ПАЗ являются обязательными компонентами РСУ для решения задач обеспечения безопасности объекта нефтегазодобычи.

РСУ должна применяться для управления непрерывными технологическими процессами. К непрерывным процессам относятся те, которые должны проходить круглосуточно, при этом останов процесса, даже кратковременный, недопустим. То есть, под непрерывными процессами понимаем те, останов которых может привести к прекращению нефтедобычи, поломке технологического оборудования и даже несчастным случаям, а также те, возобновление которых после останова связано с большими издержками.

Системы ПАЗ должна реализовывать функции безопасности на объектах нефтегазодобычи.

Архитектура средств автоматизации АСУТП/РСУ/ПАЗ представлена на рис. 3.

Рис. 3. Архитектура средств АСУТП/РСУ/ПАЗ

Архитектура средств РСУ+ПАЗ представлена на рис. 4.

Рис. 4. Архитектура средств РСУ+ПАЗ

Из вышесказанного вытекает главное требование к РСУ — отказоустойчивость. Для РСУ отказ, а соответственно и останов технологического процесса, недопустим. Высокая отказоустойчивость должна достигаться путем резервирования (как правило, дублирования) аппаратных и программных компонентов системы, использования компонентов повышенной надежности, внедрения развитых средств диагностики, а также за счет технического обслуживания и непрерывного контроля со стороны человека.

РСУ должны быть функциональны и масштабируемы. Для характеристики масштаба РСУ должен использоваться специальный термин «количество параметров ввода/вывода». Один параметр ввода/вывода — это либо сигнал измерения, получаемый с датчика (текущее давление пара в емкости), либо управляющий сигнал, воздействующий на исполнительный механизм (команда пуска насоса, например).

Из этого следуют еще два требования к РСУ:

  1. Масштабируемость. РСУ должна одинаково хорошо подходить для автоматизации как одной установки, так и для всего технологического объекта управления (ТОУ). При этом система должна легко расширяться для того, чтобы охватить новые производственные участки (цеха). Расширение системы должно по возможности проходить без остановки уже внедренных участков системы (расширение типа «online»).
  2. Простота разработки и конфигурирования. Система должна предлагать инженерам целый набор предподготовленных программных компонентов и средств разработки. К ним должны относиться: пакеты визуального программирования, графические библиотеки, функциональные блоки, преднастроенные сетевые протоколы и интерфейсы. Вообще степень интеграция программных компонентов, входящих в состав РСУ, должна быть достаточно велика. Один из главных принципов построения РСУ — единая конфигурационная база системы. Изменения, выполненные в одном программном модуле системы, должны автоматически отражаться во всех зависимых модулях.

РСУ должны позволять охватывать множество территориально распределенных объектов. В действительности, расстояние между технологическими установками, объединенными в одну систему управления, порой достигает нескольких километров. Система должна позволять покрывать большие площади средствами современных сетей и шин передачи данных, таких как: Ethernet или специальная промышленная шина Profibus DP. При этом должно допускаться использование как медных кабелей, так и оптоволокна. Цифровая сеть должна позволять объединить разнесенные компоненты системы в единый программно-аппаратный комплекс.

Читайте также  Концевик двери калина 1 где находится?

Современные системы ПАЗ как элементы РСУ для опасных промышленных объектов являются разновидностью программируемых электронных систем безопасности. Общий порядок создания и применения таких систем, регламентированный международными и российскими стандартами [1,2], базируется на трех основных концепциях:

  • концепция полного жизненного цикла системы ПАЗ;
  • концепция организации работ по обеспечению функциональной безопасности;
  • концепция рисков и способов их снижения.

Литература

  1. ГОСТ Р МЭК 61508-2012. «Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью». 
  2. ГОСТ Р МЭК  61511-2011. «Безопасность функциональная. Системы безопасности приборные для промышленных процессов».
  3. «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств». 2013.
  4. Федеральный закон №116-ФЗ от 05.05.2014 г.

Источник: http://transenergostroy.ru/blog/vvedenie_v_sistemy_protivoavariynoy_zashhity_ob_ektov_neftegazodobychi.html

Интеграция систем противопожарной защиты с АСУ ТП

Система паз что это такое?

Интеграция систем противопожарной защиты с АСУ ТП

В данной статье рассматриваются вопросы построения автоматической системы противопожарной защиты (АСПЗ) для крупных индустриальных объектов, а также интеграции АСПЗ с автоматизированной системой управления технологическими процессами (АСУ ТП) нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

Современная АСПЗ организуется по трехуровневому принципу построения:

  • Полевой (объектовый) уровень
  • Уровень управления
  • Уровень диспетчеризации

Собственно говоря, по такому же принципу строится и АСУ ТП. Причем интеграция АСПЗ с АСУ ТП может производиться на любом из указанных уровней.

Автоматическая система противопожарной защиты

Рассмотрим состав, назначение и способы взаимодействия уровней АСПЗ.

На полевом уровне размещаются извещатели, исполнительные устройства управления, оповещения и пожаротушения. Для производственных помещений без требований к взрывозащищенности чаще всего применяются адресно-аналоговые точечные дымовые и тепловые извещатели, адресные ручные пожарные извещатели, адресные свето-звуковые оповещатели.

Применение адресных устройств позволяет повысить надежность работы системы, снизить затраты на кабели шлейфов сигнализации и упростить техническое обслуживание. В условиях большого предприятия возможность удаленной автоматической диагностики состояния оборудования является определяющей для эксплуатационных служб.

Например, адресно-аналоговые дымовые пожарные извещатели имеют возможность передачи в ППК (прибор приемно-контрольный пожарный) значение параметров запыленности дымовой камеры. На основании этих данных может быть составлен план предупредительного технического обслуживания.

Для открытых производственных площадок и взрывоопасных зон применяется термокабель – линейный тепловой пожарный извещатель для монтажа во взрывоопасных зонах. Для обнаружения открытых очагов возгорания применяются оптические инфракрасные или ультрафиолетовые извещатели пламени, способные обнаруживать возникновение источников возгорания углеводородного, водородного, гидроксидного топлива, легко воспламеняемых металлов и неорганических материалов в поле зрения извещателя. Извещатели пламени размещают в местах установки технологического оборудования резервуарных парков, наливных эстакад и т.д.

Извещатели во взрывозащищенном исполнении подключаются к адресным расширителям через барьер искрозащиты. Адресный расширитель, в свою очередь, включается в общий адресный шлейф наряду с другими адресными устройствами. Для защиты от короткого замыкания в адресном шлейфе должны быть предусмотрены специальные модули, размыкающие шлейф при обнаружении КЗ. Для сохранения работоспособности после срабатывания модуля КЗ, а также для защиты от обрыва адресный шлейф имеет кольцевую топологию.

Двухпроводный адресный шлейф служит для передачи данных между адресными устройствами и ППК , а также одновременно используется для подачи электропитания на устройства в шлейфе.

Уровень управления для АСПЗ строится на базе специализированных приемно-контрольных приборах (ППК), которые обеспечивают обработку данных от извещателей и выдачу команд управления на исполнительные устройства. Как правило, данное оборудование размещается в контроллерных – специальных помещениях для управляющего оборудования АСУ ТП. Для включения в общую систему ППК должны иметь соответствующие интерфейсы (Ethernet, RS-485), а также поддерживать распространенные протоколы (Modbus RTU, Modbus TCP, OPC).

На уровне диспетчеризации организуются автоматизированные рабочие места (АРМ) операторов и администраторов АСПЗ. Связь между ППК и верхним уровнем реализуется чаще всего через сеть Ethernet. Применение Industrial Ethernet решений позволяет получить резервированное подключение между уровнями управления и диспетчеризации.

Многие крупные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия подпадают под требования 188-ФЗ, что означает обязательное применение российского программного обеспечения для решения задач по организации уровня диспетчеризации. Это касается как прикладного, так и системного программного обеспечения, прежде всего операционных систем.

Исходя из личного опыта и сравнительной эксплуатации нескольких отечественных ОС (МСВС, Astra Linux, Эльбрус) могу отметить, что в настоящий момент наиболее развитой и совершенной российской защищенной операционной системой является Astra Linux SE релиз «Смоленск» производства АО «НПО РусБИТех».

Автоматизированная система управления технологическими процессами

Автоматизированная система управления технологическими процессами промышленного предприятия (АСУ ТП) – это человеко-машинная система управления, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления технологическим объектом в соответствии с принятыми критериями по технологии и безопасности.

АСУ ТП строятся на основе отказоустойчивых промышленных логических контроллеров управления (ПЛК) для долговременной круглосуточной эксплуатации на технологических объектах, для которых последствия отказа представляют серьезную угрозу для оборудования, для жизни и здоровья людей.

Современный комплекс АСУ ТП включает в себя две основные составляющие: распределенную систему управления (РСУ) и систему противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ). РСУ, в свою очередь, представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА), программируемых логических контроллеров (ПЛК), интерфейсов связи и человеко-машинного интерфейса (станция оператора, станция инженера, станция инженера КИПиА).

РСУ – система управления, характеризующаяся построением распределённой системы ввода вывода и децентрализацией обработки данных. РСУ, как правило, применяются для управления непрерывными технологическими процессами.

К непрерывным процессам можно отнести те, которые должны проходить днями и ночами, месяцами и даже годами, при этом останов процесса, даже кратковременный, недопустим.

То есть, под непрерывными процессами подразумеваются те, останов которых может привести к порче изготавливаемой продукции, поломке технологического оборудования и даже несчастным случаям, а также те, возобновление которых после останова связано с большими издержками.

Если рассматривать иерархическое построение АСУ ТП в сравнении с АСПЗ, то распределение по уровням выглядит следующим образом:

Полевой уровень – это датчики, исполнительные устройств и измерительные приборы КИПиА. Устройства полевого уровня включаются в промышленную сеть или, как чаще говорят, в полевую шину. В основном применяют подключения на базе витой медной пары, существует большое количество стандартов организации физического уровня и протоколов полевых шин. Пожалуй самыми распространенными являются Modbus и Profibus.

Modbus – это открытый промышленный протокол передачи данных, реализуемый поверх интерфейса RS-485 (Modbus RTU) или Ethernet (Modbus TCP). Profibus (Process Field Bus) – открытая промышленная сеть, первая реализация которой была разработана компанией Siemens для своих промышленных контроллеров Simatic. На основе этого прототипа разработаны международные стандарты IEC 61158 и EN 50170.

Поддержкой, стандартизацией и развитием сетей стандарта Profibus занимается Profibus Network Organization (PNO).

Уровень управления организуется на базе программируемых логических контроллерах (ПЛК). Если ППК в АСПЗ имеют во многом предопределенную функциональность, то ПЛК предполагает свободную реализацию алгоритма работы контроллера под конкретную задачу. Для программирования ПЛК используются стандартизированные языки МЭК (IEC) стандарта IEC61131-3. Среди них самыми распространенными являются LD (Ladder Diagram) – язык релейных схем и

D (Function Block Diagram) – язык функциональных блоков. Как уже говорилось выше, устройства нижнего уровня связаны с ПЛК через полевые шины. Между собой контроллеры также могут быть объединены в сеть через аналогичные интерфейсы полевых шин или через индустриальный Ethernet. Так как РСУ предполагает децентрализованную архитектуру, то сеть ПЛК должна быть одноранговой – организована без выделенного сервера.

В такой сети все узлы, в данном случае ПЛК, равноправны и при выходе из строя любого контроллера работоспособность остальных устройств сохранятся. Вообще, при проектировании отказоустойчивой АСУ предъявляются требования, что единичный выход из строя любого компонента не должен приводить к сбою в работе системы.

Конечно, плата за такие требования – резервирование оборудования и каналов передачи данных, в следствие этого избыточность и повышение стоимости системы. Тем не менее для ответственных применений такой подход безусловно оправдан и является единственно верным.

Помимо резервирования компонентов РСУ на потенциально опасных объектах обязательной к применению является и система ПАЗ, которая в свою очередь также подстраховывает основную АСУ на случай сбоя или отказа в обслуживании. Нарушение работы системы управления не должно влиять на работу системы противоаварийной защиты.

Уровень диспетчеризации в АСУ ТП традиционно строится на базе специального ПО SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition — диспетчерское управление и сбор данных). SCADA-системы решают следующие основные задачи: обмен данными с ПЛК, отображение информации на экране монитора в удобной и понятной для человека форме, ведение базы данных реального времени с технологической информацией, аварийная сигнализация и управление тревожными сообщениями, подготовка и генерирование отчетов о ходе технологического процесса.

Интеграция систем АСПЗ и АСУ ТП

Интеграция систем АСПЗ и АСУ ТП может быть выполнена на каждом из трех уровней. Взаимодействие на полевом уровне характерно прежде всего для ПАЗ. Система противоаварийная защиты реализуется максимально независимо от других систем. Как правило, система ПАЗ получает данные о состоянии объекта от собственных дублированных датчиков.

Одной из самых надежных схем считается «2оо3», когда срабатывание любых 2 из 3 датчиков, установленных на одной контрольной точке, считается необходимым условием для срабатывания защитной блокировки. Также ПАЗ управляет своими резервированными исполнительными механизмами.

Конечное оборудование не зависит от оборудования РСУ и АСПЗ, к примеру, если сложилась аварийная ситуация и для ее предотвращения нужно закрыть клапан, то при возникшей ситуации сработает исполнительный механизм системы ПАЗ.

Вообще, все оборудование ПАЗ должно выполнять требования ГОСТ Р МЭК 61508 по функциональной безопасности систем. Согласно данному стандарту системы по уровню безопасности делятся на 4 уровня, в зависимости от допустимой частоты отказа системы и величины вероятного ущерба при возникшем отказе:

Уровень SIL1 (Safety integrity level – уровень полноты безопасности)

Возможный ущерб: оборудование, продукция.

Допустимое число отказов: 1 на 0.1 млн. часов

Уровень SIL2

Возможный ущерб: Травматизм персонала

Допустимое число отказов: 1 на 1 млн. часов

Уровень SIL3

Возможный ущерб: Гибель персонала или населения

Допустимое число отказов: 1 на 10 млн. часов

Читайте также  Как завести машину с автозапуска Starline a93?

Уровень SIL4

Ущерб: Общая техногенная катастрофа

Допустимое число отказов: 1 на 100 млн. часов

При проектировании ПАЗ задается требуемый уровень безопасности и все оборудование должно быть сертифицировано на выбранный уровень SIL. Если выбран SIL3, то все контроллеры, датчики и исполнительные механизмы ПАЗ должны быть не ниже SIL3. Возможно повышение уровня безопасности отдельных элементов за счет их дублирования. Если два взаимно резервируемых датчика имеют SIL1, то их общая сборка может дать уже уровень SIL2.

Системы ПАЗ для нефтеперерабатывающих и нефтехимических объектов являются в прямом смысле последним рубежом обороны, за которым происходят уже неконтролируемые действия: разрушение технологического объекта, взрыв, выброс опасных веществ и связанные с этим угрозы для жизни людей.

Также на полевом уровне может быть организовано взаимодействие между АСПЗ и РСУ. Извещение о пожаре в этом случае передается в РСУ через «сухие контакты». Как это ни покажется странным, до сих пор встречаются требования о передаче между системами важных сигналов, куда относится конечно и извещение о пожаре, только через по выделенным физическим проводам – для каждого сигнала свой провод.

При большом количестве сигналов для передачи между системами может быть задействован уровень управления (что не отменяет передачу критических сигналов «сухими контактами»). В этом случае оборудование АСПЗ работает с РСУ через информационные каналы передачи данных. Например, ППК может быть подключен к ПЛК распределенной системе управления через Modbus TCP.

В объеме автоматизации РСУ сигналы от АСПЗ занимают значительное место, так как при опасности возгорания практически все участки технологического процесса должны реагировать на пожароопасную ситуацию с целью перевода объекта в максимально безопасное состояние. Также как при построении самой АСУ ТП, при решении задачи интеграции с АСПЗ, такую же важную роль играет надежность стыковки этих систем.

Поэтому требования к резервированию распространяются и на интерфейсы передачи данных между АСПЗ и РСУ.

На объекте может быть реализован единый уровень диспетчеризации. В этом случае на базе SCADA системы организуются как технологические АРМ, так и рабочие места операторов АСПЗ. Типовая схема подключения оборудования к SCADA системе предполагает применение технологии OPC (OLE for Process Control).

Со стороны оборудования выступает OPC-сервер, который позволяет любое оборудование представить унифицированным образом и предоставить данные для OPC-клиента, которым, по сути, является SCADA-система. В настоящее время все еще распространены OPC серверы, разработанные на базе технологии DCOM компании Microsoft.

Однако в современных проектах все чаще используется новая технология OPC UA (Unified Architecture), главное достижение которой, это отвязка архитектуры OPC от Windows, что позволяет реализовать OPC UA сервер на хосте под управлением Unix/Linux систем.

Как мы видим, АСПЗ и АСУ ТП тесно связаны на всех уровнях, так как противопожарная защита и своевременное реагирование на пожарную опасность является важнейшей задачей обеспечения безопасного функционирования сложных технологических объектов.

Источник: https://www.rubicon.ru/company/articles/79/

Предохранители и реле Паз с назначением и элеткросхемой

Система паз что это такое?

Паз 3205 базовый автобус малого класса, который выпускается с 1989 года по настоящее время как с дизельными, так и бензиновыми двигателями в различных модификациях и рестайлинговых версиях, таких как Паз 32053,Паз 32054 и Паз 4234. В данной статье мы представим описание предохранителей и реле Паз со схемами блоков и местами их расположения. В заключении предложим скачать электрические схемы электрооборудования паз 32053.

Назначение элементов в блоках может отличаться от представленного и зависит от года выпуска и модификации Вашего Паз. Сверяйте назначение со своей схемой на обратной стороне защитной крышки либо иной технической документацией.

Блок «силовых» предохранителей

Блок силовых предохранителей выполненный в виде плавких вставок высокой мощности БПР-5-4, расположенный в ящике АКБ с правой стороны. Может включать дополнительные обычные предохранители, с левой стороны блока.

Общая схема

Описание

  1. 90А Генератор
  2. 40А Габаритные фонари
  3. 60А Блок предохранителей, фары, зажигание
  4. 60А Блок предохранителей
  5. 20А АБС
  6. 25А Подогреватель
  7. 10А Аварийный режим
  8. 10А Розетка ящика АКБ

Блок в моторном отсеке

Данная панель закрыта защитной крышкой. Так же может располагаться на панели под кожухом над дверью водителя.

Схема

Расшифровка

  1. реле поворотов и аварийной сигнализации
  2. реле заднего противотуманного фонаря
  3. реле ближнего света фар
  4. реле дальнего света фар
  5. реле сигналов торможения
  6. реле аварийной сигнализации
  7. реле звукового сигнала
  8. реле противотуманных фар
  9. реле отключения АКБ
  10. реле отключения возбуждения генератора

Отдельно размещается реле разгрузки цепи возбуждения генератора — около самого генератора.

Блок в салоне

Под щитком приборов могут крепится следующие реле: реле стартера; реле обогрева зеркал; реле габаритных фонарей; реле освещения левой стороны; реле отопителя водителя; реле отопителей салона правой стороны (1 шт.) и левой стороны (1 шт.); реле центрального обдува ветрового стекла.

Блоки предохранителей

Находятся под панелью приборов.

Вариант 1

Характерен для более старых моделей и состоит из 2 отделов

Схема

Назначение

Левый блок

1FU1 8А Выключатель управления приводом пассажирских дверей. Питание системы сигнализации указателями поворотов и сигнализации дверей
1FU2 8А Питание выключателя плафона водителя, аварийного выключателя
1FU3 16А Питание приборов, блока АБС, система зажигания
1FU4 8А Питание контрольных ламп, выключателя фонарей заднего хода
1FU5 8А Питание левого стеклоочистителя
1FU6 8А Питание циркуляционного насоса
1FU7 8А Питание выключателя стекло омывателя, комбинации приборов и вольтметра
1FU8 16А Питание противотуманных фонарей
1FU9 8А Питание габаритных фонарей правой стороны
1FU10 8А Питание габаритных фонарей левой стороны

Правый блок

2FU1 16А Питание реле звуковых сигналов, осушителя воздуха
2FU2 16А Питание выключателя обдува ветрового стекла
2FU3 16А Питание выключателя плафонов салона, подкапотной лампы и розетки
2FU4 8А Питание выключателя плафонов салона правой стороны
2FU5 8А Питание фары левой «Дальний свет»
2FU6 8А Питание фары правой «Дальний свет» Питание контрольной лампы «Дальний свет»
2FU7 8А Питание фары левой «Ближний свет», выключателя задних противотуманных фонарей
2FU8 8А Питание фары правой «Ближний свет»
2FU9 8А Питание правого стеклоочистителя, фонари стоп-сигнала
2FU10 8А Запасной

Вариант 2

Состоит из 3 отделов (плат предохранителей).

Схема

I – с 1FU1 по 1FU13; II — с 2FU1 по 2FU13; III — с 3FU1 по 3FU13

Обозначение

1FU1 Резерв
1FU2 10А Управление дверями салона с места водителя; Спидометр электронный
1FU3 10А Реле поворотов; Аварийная сигнализация
1FU4 10А Осушитель воздуха; Спидометр электронный
1FU5 10А Электромагнитный клапан останова, Зажигание
1FU6 10А Обмотка реле возбуждения генератора; Лампа контрольная генераторной установки; Комбинация приборов и тахометр; АБС тормозов
1FU7 10А Лампы контрольные; Фонари заднего хода; Управление блоком свечей накаливания
1FU8 10А Управление подогревателем жидкостным
1FU9 10А Циркуляционный насос, Противотуманные фонари
1FU10 10А Стеклоомыватель; Указатель напряжения
1FU11 15А Сигналы звуковые
1FU12 10А Фонари габаритные правые; Плафоны освещения двери
1FU13 10А Фонари габаритные левые; Лампы подсветки приборов
2FU1 Резерв
2FU2 10А Плафоны освещения правой стороны салона
2FU3 10А Стеклоочиститель левый
2FU4 15А Стеклоочиститель правый; Фонари сигналов торможения, Переключатель света
2FU5 10А Электродвигатель обдува бокового стекла
2FU6 15А Электродвигатель обдува ветрового стекла
2FU7 15А Электродвигатель отопителя места водителя; Циркуляционный насос дополнительный (для ПАЗ-32053-07)
2FU8 15А Электродвигатель отопителя левой стороны №1; Электродвигатель отопителя левой стороны №2
2FU9 15А Фонари задние противотуманные; Электродвигатель отопителя правой стороны №1; Электродвигатель отопителя правой стороны №2, питание блока управления стеклоочистителями и стеклоомывателем
2FU10 10А Фара головная левая дальнего света
2FU11 10А Фара головная правая дальнего света; Лампа контрольная «Дальний свет»
2FU12 10А Фара головная левая ближнего света
2FU13 10А Фара головная правая ближнего света
3FU1 Резерв
3FU2 10А Устройство ограничения скорости (для ПАЗ-32053-77)
3FU3 15А Питание света фар, реле ближний свет фар / дальний свет фар
3FU4 15А Плафоны освещения левой стороны салона. Розетка переносной лампы. Плафон мотоотсека
3FU5 10А Электродвигатели принудительной вентиляции, питание обогрева зеркал заднего вида (для ПАЗ-32053-70)
3FU6 10А Электродвигатель вентилятора водителя, розетка на панели приборов, питание системы внутреннего и наружного оповещения (для ПАЗ-32053-70)
3FU7 10А Фары противотуманные
3FU8 10А Обогрев зеркал заднего вида
3FU9 10А Питание транспортного говорящего устройства; Питание магнитолы, разъём для подключения дополнительного оборудования
3FU10 10А Резерв
3FU11 10А Привод двери. Экстренное открывание дверей
3FU12 10А Резерв
3FU13 10А ЭБУ двигателя, реле стартера

Блок БПР 2.02

Отдельный блок из 2х плавких элементов может быть расположен около рулевой колонки.

Электросхема ПАЗ

Больше информации про электрические схемы соединений ПАЗ 32053, можете узнать изучив данные схемы: «скачать«.

Источник: https://vsepredohraniteli.ru/other/paz.html

Паз система – Введение в системы противоаварийной защиты объектов нефтегазодобычи — АСУТП, ПАЗ, промышленная безопасность, противоаварийная защита, РСУ, системы ПАЗ, СПАЗ

Система паз что это такое?

Под системой сигнализации, блокировок и противоаварийной защиты (далее система СБ и ПАЗ) следует понимать комплекс средств КИПиА, автоматизированных систем управления технологическими процессами, контроллеров ПАЗ, связей между ними, служащих для защиты технологического процесса или оборудования от аварии. В систему СБ и ПАЗ входят:

  • приборы
  • датчики
  • преобразователи
  • релейные и полупроводниковые логические схемы
  • микропроцессорные устройства
  • АСУТП
  • устройства звуковой и световой сигнализации
  • исполнительные устройства

Основным предназначением системы СБ и ПАЗ технологического процесса, является автоматическое изменение его состояния в сторону более безопасного, выполняемое рассматриваемой системой в случае появления потенциально опасного события (например, выхода параметров процесса за безопасные пределы). м этой функции является совокупность действий, включающих измерительное преобразование и/или контроль соответствующих параметров состояния объекта, а также формирование и передачу на объект такой последовательности заранее определенных управляющих воздействий, которые направлены на предотвращение или снижение вреда.

Системы СБ и ПАЗ предназначены:

  • для подачи предупредительного и аварийного светового и звукового сигналов о нарушении контролируемого параметра, извещения об остановке компрессоров, насосов и другого ответственного оборудования;
  • для формирования сигнала разрешения на пуск компрессоров, насосов и других видов оборудования, при достижении параметрами установ­ленных значений;
  • для автоматического включения аварийных  систем вентиляции, сблокиро­ванных с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций и анализато­рами ПДК при их срабатывании с подачей звукового и светового сигналов;
  •  для прекращения подачи сырья, топлива, компонентов, отключения  или включения отдельных видов оборудования;
  • для предохранения работающего оборудования от возможной ава­рии в случае отключения питания на их щитах управления;
  •  для автоматической защиты центробежных компрессоров от помпажа.

a-tp.ru