Подключение концевиков дверей к сигнализации через диоды

Как подключить концевики дверей к сигнализации

Подключение концевиков дверей к сигнализации через диоды

В этой статье автоэлектрик Алексей Молотов отвечает на вопрос «Как подключить концевики дверей к сигнализации?».

Функция концевиков

Действие этой кнопки заключается в том, что при открытых дверях на панели горит специальный символ. В том случае, если при постановке на сигнализацию дверь не закрыта либо закрыта не полностью, то есть кнопка-концевик разомкнута, то «сигналка» обязательно известит вас об этом.

В некоторых моделях автомашин в случае нахождения в замке зажигания ключей при открытой водительской двери невозможно опустить на ней собачку блокировки дверей, а автоматика сразу же поднимет все блокираторы. Это поможет избежать такой распространённой ситуации, как случайное захлопывание ключей в замке. Концевые выключатели работают как на размыкание, так и на смыкание.

Если отключить концевики, то перестанет работать индикация открытой двери. Тогда могут возникнуть проблемы с сигнализацией. Кроме того, бывают ситуации, когда необходим свет в багажнике или салоне.

Как найти концевики дверей?

Если вы не знаете, где находится концевик двери, то начинать их поиск следует изготовленной контролькой либо «цешкой». С концевиков дверей снимают сигналы – принцип кнопки. Делается это в целях защиты автосигнализации по периметру автомобиля. При открытой двери концевик не зажат, свободен, а на его проводе висит плюс или минус. Но бывает это крайне редко.

Прежде всего, необходимо найти провод, полярность которого меняется и появляется либо плюс, либо минус при закрытии или открытии двери.

Как только лампа контрольки загорится зелёным, нужно нажать на концевик незакрытой двери или вовсе закрыть её. Если лампа погасла либо зажглась красным, то мы нашли нужный провод.

Для того чтобы убедиться в том, что все двери связаны в один провод, необходимо, оставив контрольку на этом проводе, поочерёдно открыть все двери. Если лампа контрольки не реагирует на прозвонку остальных дверей, то это свидетельствует о том, что в данном автомобиле все концевики дверей не связаны, и необходимо таким же методом найти оставшиеся от каждой двери отдельные провода. Как правило, несвязанными между собой являются концевик водительской двери и пассажирской.

Устранение неполадок, которые возникают с дверными концевиками

Вина в этом случае лежит только на владельце автомобиля, который из-за невнимательности вовремя не смог заметить нерабочие концевики дверей. Ведь контроль за их работой в каждой машине весьма нагляден и не заметить нерабочее состояние трудно.

Но решение этой проблемы сегодня довольно простое – герметичный пыльник, который полностью закрывает кнопку и не допускает в этот механизм пыль, грязь и влагу.

Перед тем как начать устанавливать пыльник, нужно на его изнанке проколоть крестообразную насечку в месте крепления концевика. После этого нужно установить саморез в отверстие кнопки, затем надеть пыльник и ввести отвёртку через прокол, на кузове закрепить. Этот способ удивляет своей надёжностью, простотой и доступностью.

Концевики дверей ВАЗ 2110

Первым признаком неработающих концевиков двери является тот факт, что свет не загорается при открытии двери, а также не становится на охрану сигнализация. Эта проблема наиболее типична для ВАЗа десятого поколения.

Концевики дверей ВАЗ 2110 выходят из строя практически каждые три года. Во избежание таких проблем необходимо ежегодно зачищать данные детали наждачной бумагой. Кроме того, для долговечности (против окисления) можно обработать их ВД-40, а также установить пыльники.

Проблемы с концевиками

Ещё одной проблемой может стать неверно выбранное место для установки этих деталей.

Также концевики дверей могут быстро покрываться коррозией и окисляться. Через нить лампочки салона на контакт концевика подаётся плюс либо сигнализация во избежание ложных срабатываний подтягивает вход к плюсовому потенциалу. В таком случае при попадании конденсата на контакты возникает утечка электрического тока слабой степени, которой не будет достаточно для срабатывания сигнализации или зажигания лампы салона. А вот для такой электрохимической реакции, как окисление-разложение, металла хватит. Некоторое время спустя такой концевик не будет срабатывать.

Дверные концевики: где находятся, подключение, проверка

Изначально концевики на двери ставились для автоматического включения плафона салона. Схема подключения у них была простейшей – все соединялись параллельно, то есть было безразлично, какая дверь открыта. В бюджетных комплектациях автомобилей часто вовсе ставился только концевик водительской двери.

Слабым звеном таких концевиков стала необходимость размещать их в крайне неудобном месте: нажимала на них выступающая часть металлического листа двери в нижнем углу, реже конструкторам удавалось разместить концевик выше. Из-за этого они часто выходили из строя даже несмотря на герметизирующий колпачок снаружи. Для автомобиля с сигнализацией это означало случайные срабатывания тревоги в неподходящее время или, что ничуть не лучше, возможность открытия двери без срабатывания сигнализации.

В дальнейшем схемы подключения концевиков в дверях усложнились – изначально для индикации конкретной открытой двери на примитивных бортовых компьютерах. Здесь уже к каждой двери шел свой сигнальный провод, что усложнило установку сигнализаций: так как подключить концевики нужно к единственному входу центрального блока, попытка соединить его со всеми концевиками сразу приводит к нарушению индикации на экране бортового компьютера (показывает все двери открытыми одновременно). Из-за этого приходится применять диодную развязку, позволяющую объединить логически выходы концевиков, не нарушая работу компьютера.

Решение проблемы с надежностью концевиков оказалось достаточно простым. Давно стало нормой, что концевик двери находится в самом механизме замка, то есть он высоко поднят и хорошо защищен от попадания воды, если, конечно, исправен уплотнитель стекла. Отметим, что сам принцип работы концевика двери при этом изменился. Если концевой выключатель двери установлен в прихлопе, то срабатывает он при определенном положении двери, замыкая контакты, когда она начинает открываться.

Проще всего это сделать, конечно, если концевик стоит в прихлопе: подденьте пластиковый фиксатор и вытащите на себя. Если же концевик стоит в замке, то уже придется разбирать дверь. Для проверки проводки достаточно снять разъем с концевика и замкнуть контакты в колодке.

Если при этом индикация открытия отработала как положено, то нужна замена концевика двери, иначе дело явно не в нем. Если сигнализация устанавливается на бюджетную машину в минимальной комплектации, где концевик есть только один или их нет вовсе, их приходится подключать самостоятельно.

Читайте также  Подключение сигнализации томагавк 9010 своими руками

Здесь грубейшая ошибка – это применение дешевых концевиков от сигнализаций, которые использовать не стоит.

Надежность у них крайне мала, а для крепления требуется использовать саморез – это лишнее отверстие в кузове, да еще и в потенциально опасном в плане коррозии месте. Идеальный вариант – это установка штатных концевиков от более дорогих комплектаций, поскольку с целью унификации установочные отверстия для них есть во всех вариантах автомобиля.

Концевик багажника

Штатно в багажнике концевой выключатель ставится для срабатывания плафона подсветки в нем, на машинах со штатной сигнализацией он также служит для контроля открытия во время активной охраны. Также концевик может использоваться штатным центральным замком, блокируя запирание, если багажник не захлопнут.

Если же речь идет о дешевой машине в минимальной комплектации, то подключить концевик багажника при установке сигнализации придется самостоятельно. Легче всего владельцам тех автомобилей, где более дорогие комплектации предусматривают штатный концевик сигнализации багажника: как и с дверями, здесь достаточно установить в предусмотренное место оригинальную деталь. В противном случае, увы, придется сверлить отверстие и ставить универсальный. Все чаще отдельной деталью выключатель в багажнике не ставится, а встраивается в сам замок, как и в случае с дверями.

Концевик капота

Что такое концевик капота? Это все такой же штоковый выключатель, разве что шток у него длиннее, чем в дверях или багажнике. Поскольку концевик капота находится на передней рамке, расстояние до капота оказывается достаточно большим, из-за чего и приходится использовать длинный шток.

Но бывает и наоборот: например, на Renault Megane 3 и Fluence для российского рынка он есть штатно во всех комплектациях, кроме минимальной, и даже встроен в замок капота. И к нему даже идут провода… но найти их в салоне невозможно, потому что они остаются под капотом никуда не подключенными. При установке сигнализации, конечно, можно уже не устанавливать свой концевик, но провода под капот все равно придется тянуть.

Этот концевик сигнализации будет самым проблемным: вода и грязь будут попадать под кромку капота, вызывая коррозию, либо отказ концевика, либо ложные срабатывания тревоги. Поэтому нужно внимательно выбирать место, по возможности устанавливая концевик в самом чистом из доступных.

В некоторых современных автомобилях, например: Ford Focus, Ford Fiesta, Ford Fusion, Mazda 3, и др. сигнал с концевых выключателей дверей имеет положительный потенциал порядка одного Вольта при открытой двери.

Данная схема является простым преобразователем потенциалов для подачи сигнала на вход (-) контроля открытых дверей сигнализации. Особенно это актуально в случае, если в сигнализации нет контроля открытых дверей по плюсу.

Если в автомобиле имеется штатный концевик багажника (а он скорее всего тоже будет по плюсу), то необходимо и для этой цепи собрать схему с диодом, резистором и транзистором.

Схема для развязки концевиков диодами

Бывают случаи, когда подключение сигнализации к общему проводу концевиков, где существует задержка гашения света в салоне, невозможна или нежелательна. В таком случае приходится подключаться к каждому концевику отдельно, разделяя их диодами.

В частности такая схема подключения концевиков вполне подходит для Приоры.

Но такая схема не пойдёт на автомобили, где электрооборудование засыпает, и производится опрос штатного электрооборудования. В таких случаях воспользуйтесь следующей схемой.

Схема подключения сигнализации к концевикам дверей через два диода

На многих современных автомобилях есть необходимость подключаться к концевику каждой двери отдельно. Естественно, для этого необходимо собрать несложную схему для развязки цепей концевиков друг от друга, и от штатного электрооборудования.

Как правило есть необходимость в таком подключении, когда через определённое время происходит опрос штатного электрооборудования бортовой системы.

Без такой схемы не обойтись, например при подключении сигнализации на автомобиль VW Polo.

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, имеется Фиеста 2007 года с уже установленной сигнализацией Старлайн а8. Когда всё закрыто, сигналка определяет, что багажник открыт, а когда его откроешь, то пишет, что всё ок и он типа закрыт. Поможет ли мне схема 1 для пятой двери? Спасибо)

здравствуйте! попробуйте. на 100% вам никто не ответит. возможно просто нужно в настройках разобраться.

А если в приоре подключится к общему проводу концевиков? который с задержкой, сигналка будет пищать что двери не закрыты?

Помоги пожалуйста! мучаюсь уже неделю с Ford Expedition 2, 2004г.в. не могу разобраться с концевиками, в первый раз подключил к лампе, но тут же понял что не прокатит:) сегодня разобрал все двери, отцепил от концевиков фишки, прозвонил, там 2 провода один масса второй сигнал… нашел его на блоке ( хз блок комфорта или ЦЗ не знаю что это) короче нашел все 5 нужных мне проводов 4ре двери и багажник, развел это все дело по 2 диода на концевик, короче по 3й схеме из твоей темы.

подключаю, двери все закрыты! сига (старлайн А93) показывает что открыт багажник… психанул отрезал его от сигналки, завожу с автозапуска, машина заводится и через 30сек. глохнет и открывается… Блин, программирую задержку на освещение салона на 60сек.

завожу, все равно глохнет и открывается! Убираю задержку в обще, все равно заводится и глохнет зараза! Не понимаю в чем проблема!
Помоги если не сложно! Что делаю не так? Почему глохнет и открывает двери то? хотя сига на охране, а брелок показывает что тачка открыта…

с автозапуска заводится и тоже глохнет?

Помоги пожалуйста! мучаюсь уже неделю с Ford Expedition 2, 2004г.в. не могу разобраться с концевиками, в первый раз подключил к лампе, но тут же понял что не прокатит:) сегодня разобрал все двери, отцепил от концевиков фишки, прозвонил, там 2 провода один масса второй сигнал… нашел его на блоке ( хз блок комфорта или ЦЗ не знаю что это) короче нашел все 5 нужных мне проводов 4ре двери и багажник, развел это все дело по 2 диода на концевик, короче по 3й схеме из твоей темы.

подключаю, двери все закрыты! сига (старлайн А93) показывает что открыт багажник… психанул отрезал его от сигналки, завожу с автозапуска, машина заводится и через 30сек. глохнет и открывается… Блин, программирую задержку на освещение салона на 60сек.

Читайте также  Как правильно подключить магнитолу на приоре?

завожу, все равно глохнет и открывается! Убираю задержку в обще, все равно заводится и глохнет зараза! Не понимаю в чем проблема!
Помоги если не сложно! Что делаю не так? Почему глохнет и открывает двери то? хотя сига на охране, а брелок показывает что тачка открыта…

без сигнализации когда авто глохнет, срабатывают ли приводы дверей? т.е. открываются ли автоматически после того как заглушиш?

Прошу помощи!Дело в том что, у меня была подключена сигнализация к каждой двери отдельно через 1 диод.Так вот проблема в том, что при этом не горела подсветка салона с задержкой выкл. и индикация открытой двери(одна лампа на все двери) на панели приборов.Я отключил сигналку от всех концевиков, и все заработало(свет, индикация). В чем ошибка подключения и как сделать что бы все работало?Заранее спасибо!

Источник: https://signalizaciya-avto.ru/ustanovka/kak-podklyuchit-kontseviki-dverej-k-signalizatsii

Использование диодов при установке автосигнализаций. Какой диод поставить на генератор

Подключение концевиков дверей к сигнализации через диоды

Приветствую всех любителей постоянно что-то улучшать в своей машине своими руками, в этой небольшой статье мы рассмотрим на что способен обыкновенный диод, и что даст нам его главная способность — проводить электрический ток только в одном направлении. Многие водители знают, что диоды установлены в выпрямителях генераторов (диодный мост), и выпрямляют переменный ток от генератора в постоянный ток для заряда батареи. Но не многие знают, что германиевый или кремниевый диод, можно использовать на машине не только для этого.

Если знать, куда добавить (припаять) в электросхеме автомобиля диод, то этим можно добиться некоторых полезных свойств в машины. Например на машинах прошлых лет выпуска, можно сделать так, что при включении насоса омывателя стекла, дворники сами включатся при этом. Нужно просто добавить диод и подключить моторчик насоса, как показано на схеме № 1.

На схеме №3 показано как совместно включить фары и звуковой сигнал. Буквы Зс — это звуковой сигнал, Р1 — это реле сигнала, а Р2 — это реле дальнего света фар. Ну а буквы Вк1 означают кнопку включчения звукового сигнала, а буквы Вк2 — это включатель дальнего света.

Диод можно подключить и в цепь регулятора напряжения, а для чего это нужно? Для начала напомню, что при протекании тока через диод в прямом направлении, падение напряжения на этом диоде практически не зависит от величины этого тока и составляет примерно 0, 7 вольта (для кремниевого диода) или 0,4 вольта (для германиевого диода).

И поэтому, если вы подключите диод (как на схеме № 4) в цепь питания реле-регулятора напряжения (Я112), которое устанавливается на генераторах большинства отечественных автомобилей, то вы повысите напряжение на вашей машине тоже на о,4 или на 0,7 вольта (в зависимости от типа диода). А чуть повысить напряжение бывает полезно в зимний период, или при каждодневных коротких поездках на работу, когда батарея постоянно недозаряжается.

Тема: как выбрать диод для получения постоянного тока из переменного

Порой, когда дело приходится иметь с блоками питания (их ремонтом, сборкой своими руками) сталкиваешься с его выпрямительной частью, которая из переменного напряжения делает постоянное. Эта часть есть не что иное как диодный выпрямительный мост. Для технарей электротехников известно, что это такое и какова функция этого элемента электрических схем.

Для непосвященных поясню — большинство электротехники содержат в своих схемах блок питания, который понижает сетевое напряжение 220 вольт в меньшее, что используется устройствами (3, 5, 9, 12, 24 вольта, это наиболее распространенные величины пониженных напряжений). В сети используется переменный ток, а практически все электронные схемы работают на постоянном.

Так вот, для преобразования переменного напряжения в постоянное и используется диодный мост.

Выпрямительные диодные мосты бывают готовыми сборками в едином корпусе, а бывают и самодельными, которые спаиваются из четырех одинаковых диодов. А какие диоды нужны для самодельного диодного моста и как правильно подобрать их для выпрямителя? Все достаточно просто. Основными параметрами для выбора диодов на мост являются напряжение (обратное) и сила тока (которую они могут через себя пропускать без перегрева).

Напомню, что диоды при прямом подключении (плюс диода к плюсу прилагаемого напряжения, а минус диода к минусу прилагаемого напряжения) к питанию пропускают через себя электрический ток. В этом режиме (открытом) на них оседает небольшое напряжение в пределах около 0,6 вольт.

Как и любые другие проводники они имеют свое внутреннее сопротивление (что и обуславливает это небольшое падение напряжения на них в открытом состоянии). Чем оно больше, тем меньшую силу тока диод способен через себя пропустить.

Если же на диод приложить постоянное обратное напряжение (на плюс диода подать минус источника, и на минус диода подать плюс источника), то диод будет работать в режиме запирания. Он не будет через себя пропускать постоянный ток (будет закрыт).

Так вот, есть максимальная величина обратного напряжения, которую диод может выдержать не входя в режим электрического и теплового пробоя. Именно это обратное напряжение и нужно учитывать при выборе диодов на выпрямительный мост.

Если на диодный мост будет подаваться напряжение 220 вольт переменного тока, значит диоды моста должны быть рассчитаны на большее напряжение (с запасом не менее 25%). А лучше вовсе брать с достаточно большим запасом. Это убережет полупроводники от попадания на них случайных скачков напряжения, идущие от сети.

Сейчас на обычные, небольшие блоки питания ставят диоды серии 1n4007, у которых обратное напряжение равно 1000 вольтам, а долговременный ток они могут выдерживать до 1 ампера (при температуре 75 градусов).

Второй, и пожалуй главной характеристикой выпрямительного диода является сила тока, которую он может пропускать через себя длительное время (без перегрева). Изначально вы должны знать, на какой максимальный ток рассчитан ваш блок питания. И только после этого уже нужно подбирать выпрямительные диоды на мост.

К примеру, вы решили сделать себе самодельный регулируемый блок питания с выходным напряжением до 15 вольт и максимальным током в 6 ампер. Следовательно, под такой источник питания нужно брать диоды, рассчитанные на силу тока порядка 10 ампер (плюс определенный запас по току). Ток в 6 ампер как бы относительно немалый. Он будет нагревать диоды выпрямительного моста.

Читайте также  Opel astra h точки подключения сигнализации

Значит под эти диоды, мост еще нужно предусмотреть охлаждающий радиатор.

Напомню, что большинство полупроводниковых компонентов сделаны из кремния, а этот материал имеет максимальную рабочую температуру 150-170 °C. Выход за эти пределы разрушаю полупроводник, в нашем случае диоды диодного моста. Лучше держать температуру диодов в пределах до 75 °C. Поставьте на мост небольшой радиатор и посмотрите не выходит ли температура при максимальной нагрузки блока питания за допустимые пределы.

Диодных мостов и диодов (под них) существует достаточно большое количество. При выборе сначала в поисковике найдите справочную таблицу диодов и диодных мостов, где указаны основные технические характеристики выпрямителей. Выберите наиболее подходящий компонент с учетом номинального обратного напряжения и силы тока. Если вы поставите на диодный мост диоды с большими номинальными токами и напряжениями, ничего страшного, это будет даже лучше, как бы излишний запас. Но подбирать меньшие или впритык лучше не стоит.

P.S. Кроме основных характеристик (тока и напряжения) диодов, которые будут ставится на диодный мост, еще нужно обращать внимание на частоту, на которой они могут нормально работать. Частота сети в 50 герц является достаточно малой и под нее подойдут практически все диоды. Выше приведенный диод 1n4007 имеет рабочую частоту в 1 мГц. Обращать внимание на частоту актуально для электрических схем, рассчитанных на действительно высокие частоты.

Если у вас есть небольшие проблемы с вольтажом выдаваемым с генератора, вольтаж не стабилен и ниже желаемого, то это запись для вас. У меня была проблема с вольтажом, по БК постоянно следил за вольтажом. На 500 оборотах он = примерно 11-11.

5 вольтам при включенных потребителях, бывало даже меньше. При 1. 000 оборотах он оборотах он = примерно 12-12. 5 вольтам при включенных потребителях, бывало меньше.

При учете того что генератор новый. Такое явление не благоприятно сказывается на зарядке аккумулятора. Он будет потихоньку накапливать все меньше и меньше заряда, что приведет к его истощению и нужно будет заряжать от сети.

Как правило это происходит в самый неподходящий момент. Решение проблемы 40 рублей и 30 минут работы. Для технически грамотных людей буду рассказывать топорным, кустарным языком. Работа/установка. Покупает диод Д202 = 40 руб, Если не знаете где, то в крупных городах его вы найдете в магазинах Чип и дип или других магазинах электроники.

Диод НЕ дефицитный. У диода есть вход и выход, то есть 2 контакта. И нужно подключить их в правильном направлении в систему. Для упрощения этого на фотографиях я обозначил их как вывод 1 и 2.

К выводу 1 крепим комнтакт Мама. К выводу 2 крепим контакт Папа. Важно: Произвести хорошее крепление проводов к диоду.

Если будете паять, то будьте осторожны, не покалечьте диод. Я решил этот вопрос у вывода 1 двумя болтиками и закрепив между ними провод. У вывода 2 просто проводом, там с этим проще. За изолируйте Контакты. Полностью диод обматывать не обязательно. Пусть вентилируется.

Теперь установка. На генераторе есть пластмассовая фишка с 1 проводом. В моем Иже провод и фишка белые. Ваша задача снять эту фишку и поставить диод между этой фишкой и генератором. По поводу боязни поставить диод задом на перед не беспокойтесь, если на первом этапе вы правильно поставили Маму и Папу к выводам диода, как это показано на фото. Если надумаете лезть ключами или плоскогубцами к генератору, то лучше снимите клемы с Аккумулятора, так как на генераторе есть оголенный вывод (Выглядит как конц болта с резьбой, а на нем 1-2 гайки) с +, бывает такое, что люди случайно его на муссу замыкают ключами и др.

Сам лазил дуда отверткой что бы эту белую фишку вытащить (туго засела в гнезде), но клемы с аккумулятора не скидывал, действовал осторожно. Сняли эту белую Фишку? Хорошо. Теперь подключаем диод, так что бы он был между этой белой фишкой и генератором. Вывод с диода 1 в генератор. Вывод с диода 2 в белую фишку. После сделайте так, что бы диод не касался ничего металлического.

Я это сделал прикрепив его пластиковым хомутом к другим проводам, проходящим рядом. И все, закончено, дальше пускаем двигатель и смотрим на результат. *На заметку. Если в дальнейшем у вас пропадет вольтаж выдаваемый с генератора, то знайте, на 90% это дело в диоде, они не вечные конечно, имеют свойство сгорать, тогда убираем диод из системы, вернув обратно белую фишку напрямую в генератор. (Прошлого диода на этом Иже хватило на 5 лет каждодневной работы)
Этот диод можно ставить на многие отечественные автомобили.

Результат: После установки диода На 500 оборотах = 13 вольт при включенных потребителях. При 1. 000 оборотах он оборотах = 13. 7 при включенных потребителях. Статья из: http://www.drive2.ru.

Ещё один элемент, который так же, как и реле , часто используется в установке автосигнализаций — диод.

Диод (от ди- и -од из слова электрод) — двухэлектродный электронный прибор, обладает различной проводимостью в зависимости от направления электрического тока. Электрод диода, подключённый к положительному полюсу источника тока, когда диод открыт (то есть, имеет маленькое сопротивление), называют анодом, подключённый к отрицательному полюсу — катодом.

Диоды бывают электровакуумными (кенотроны), газонаполненными (газотроны, игнитроны, стабилитроны), полупроводниковыми и др. В настоящее время в подавляющем большинстве случаев применяются полупроводниковые диоды.

У нас при установке автосигнализаций тоже применяются полупроводниковые диоды.

Полупроводниковые диоды

Полупроводниковые диоды используют свойство односторонней проводимости p-n перехода — контакта между полупроводниками с разным типом примесной проводимости, либо между полупроводником и металлом.

Полупроводниковые диоды — очень простые устройства. Кроме оценки силы тока диода, есть три основных вещи, которые вы должны держать в уме:1. Катод (сторона с полосой) 2. Анод (сторона без полосы)

3. Диод пропускает «-» от катода к аноду (не пропускает «+») и «+» от анода к катоду (не пропускает «-»).

Источник: https://masters-220v.ru/use-of-diodes-when-installing-car-alarms-which-diode-to-put-on-the-generator.html