Сколько герц ставить в настройках звука?

Содержание

Вот почему вы должны сменить частоту своей музыки на 432 Гц!

Сколько герц ставить в настройках звука?
?

Svetlana Tantsyreva (svetan_56) wrote,
2017-01-06 14:02:00 Svetlana Tantsyreva
svetan_56
2017-01-06 14:02:00 Category:

«Если вы желаете познать тайны вселенной, думайте с позиций энергии, частоты и вибрации» (Никола Тесла).

«То, что мы называем материей, — это энергия, чья вибрация столь низка, что воспринимается нашими чувствами. Никакой материи нет» (Альберт Эйнштейн).

Тесла сказал это. Эйнштейн согласился. Наука доказала

Известно, что всё, включая наши тела, состоит из энергии, вибрирующей на разных частотах.

Могут ли эти частоты влиять на нас? Конечно могут!

Частоты влияют на частоты, как смешивание одних ингредиентов с другими влияет на общий вкус блюда. То, как частоты влияют на физический мир, было продемонстрировано в ходе различных экспериментов, таких как наука киматика и память воды.

Киматика показывает, что если звуковые частоты распространяются в определённой среде, такой как вода, воздух или песок, они непосредственно меняют вибрацию материи. На фото ниже видно, как разные частицы настраиваются на разные частоты.

Anonymous

Память воды тоже показывает, как наши намерения могут изменить материальный мир.

Это было продемонстрировано доктором Масару Эмото, который провёл исследования, показав, как простые намерения через звук, эмоции и мысли могут кардинально изменить характер кристаллизации воды.

Anonymous

Мы все имеем определённую частоту колебаний, не говоря уж о том, что наши тела содержат около 70% воды. Логично, что музыкальные частоты могут изменить наше собственное колебательное состояние.

Всякая экспрессия посредством звука, эмоций или мысли имеет определённую частоту, которая влияет на всё вокруг так же, как одна капля воды может создать круги по всей поверхности большого водоёма.

Музыкальная частота

Теперь давайте обратим наше внимание на частоту музыки, которую мы слушаем.

Большинство музыки во всём мире настроено на частоту A = 440 Гц, так как Международная организация по стандартизации (ISO) ввела её в 1953 году, однако при взгляде на вибрационную природу вселенной становится видно, что это идёт вразрез с естественным резонансом природы и может вызвать отрицательные последствия для поведения и сознания человека.

Некоторые теории (недоказанные) даже предполагают, что нацистский режим поддерживал принятия этого стандарта после проведения научных исследований по определению того, какой диапазон частот лучше всего вызывает страх и агрессию.

Математика Вселенной

432 Гц математически соответствует структуре Вселенной. Говорят, что 432 Гц — это частота, совпадающая с прогрессивной гармонической визуализацией Вселенной, которая объединяет свойства света, время, пространства, материи, гравитации и магнетизма с биологией, ДНК и сознанием.

Когда наши атомы и ДНК начинают резонировать в гармонии со спиральным рисунком природы, наше чувство связи с природой усиливается.

Число 432 также находит своё отражение в соотношениях Солнца, Земли и Луны, а также в прецессии равноденствий, египетских пирамидах, Стоунхендже, Шри Янтре и множестве других священных мест.

«По моим наблюдениям, некоторые гармоники А = 432 Гц соответствуют природным паттернам и резонансу одиночных волн. Одиночным волнам нужен определённый диапазон для образования в области плотности и перехода от микро- к макрокосмосу. Одиночные волны находятся не только в механике воды, но и в ионнозвуковом дыхании между электронами и протонами» (Брайан Коллинз).

Anonymous

Резонанс цветового спектра

Любопытно, что настройка A = 432 Гц согласуется с цветовым спектром и системой чакр, тогда как A = 440 Гц — не согласуется.

Солнечный спектр и Космическая клавиатура

«Все частоты в спектре связаны в октаву, от гамма-лучей до субгармоник. Эти цвета и ноты также связаны с нашими чакрами и другими важными энергетическими центрами. Если мы хотим понять, что чакры связаны с семью лучами солнечного спектра, то ноты и частоты, которые мы используем для того же, должны быть одинаковыми.

A = 432 Гц — это настройка Космической клавиатуры или Космического камертона, в отличие от A = 440 Гц, которая является современным стандартом.

В такой настройке до-диез размещается на частоте 136,10 Гц — это “Ом”, основная нота ситара в классической индийской музыке и песнопениях тибетских монахов, которые учат нас: “Это исходит от природы”» (Дамеон Келлер).

Изучение разницы

Давайте рассмотрим эмпирическую разницу между А = 440 Гц и A = 432 Гц.

Меломаны отмечают: отличие музыки, настроенной в A = 432 Гц, в том, что она не только более красива и гармонична для ушей, но также вызывает больший внутренний отклик, который ощущается изнутри на позвоночнике и сердце.

Музыка, настроенная на A = 440 Гц, воспринимается как более отстранённая. Меломаны также говорят, что музыка на частоте А = 432 Гц может заполнить всю комнату, а частота A = 440 Гц воспринимается как линейная с точки зрения распространения звука.

«В целом частота 432 Гц звучит теплее, чище и приятней, а 440 Гц вызывает ощущение жестокости и агрессивной энергии» (анонимный гитарист).

Вот видео, созданное музыкантом без каких-либо предпочтений насчёт того, какая частота лучше —432 Гц или 440 Гц. Так что обе версии мелодии исполняются беспристрастно.

Послушайте и решите сами, какая мелодия звучит для вас более гармонично:

Теперь вы сами можете решить, какая частота вам ближе.

отсюда

[Spoiler (click to open)]http://lifter.com.ua/521/Vot-pochemu-vi-dolgni-smenit-chastotu-svoey-muziki-na-432-Gts
интересно

Источник: https://svetan-56.livejournal.com/546941.html

Интересные факты о звуке

Сколько герц ставить в настройках звука?

В статье вы узнаете, что такое звук, каков его смертельный уровень громкости, а также скорость в воздухе и других средах. Также поговорим про частоту, кодирование и качество звука.

Еще рассмотрим дискретизацию, форматы и мощность звука. Но сначала дадим определение музыки, как упорядоченному звуку — противоположность неупорядоченному хаотическому, который мы воспринимаем, как шум.

Что такое звук

Даже при разговоре вы слышите своего собеседника потому, что он воздействует на воздух. Также, когда вы играете на музыкальном инструменте, бьете ли вы по барабану или дергаете струну, вы производите этим колебания определенной частоты, которой в окружающем воздухе производит звуковые волны.

Звуковые волны бывают упорядоченные и хаотические. Когда они упорядоченные и периодические (повторяются через какой-то промежуток времени), мы слышим определенную частоту или высоту звука.

То есть мы можем определить частоту, как количество повторения события в заданный промежуток времени. Таким образом, когда звуковые волны хаотичны, мы воспринимаем их как шум.

Но когда волны упорядочены и периодически повторяются, то мы можем измерить их количеством повторяющихся циклов в секунду.

Частота дискретизации звука

Частота дискретизации звука — это количество измерений уровня сигнала за 1 секунду. Герц (Гц) или Hertz (Hz) — это научная единица измерения, определяющая количество повторений какого-то события в секунду. Эту единицу мы будем использовать!

Частота дискретизации звука

Наверное, вы очень часто видели такую аббревиатуру — Гц или Hz. Например, в плагинах эквалайзеров. В них единицами измерения являются герцы и килогерцы (то есть 1000 Гц).

Давайте я открою плагин эквалайзера и покажу вам как это выглядит. Вам, наверное, знакомы эти цифры.

Частоты звука

С помощью эквалайзера вы можете ослаблять или усиливать определенные частоты в пределах слышимого человеком диапазона.

Небольшой пример!

Здесь у меня запись звуковой волны, которая была сгенерирована на частоте 1000 Гц (или 1 кГц). Если увеличить масштаб и посмотреть на ее форму, то мы увидим, что она правильная и повторяющиеся (периодическая).

Повторяющиеся (периодическая) звуковая волна

В одной секунде здесь происходит тысяча повторяющихся циклов. Для сравнения, давайте посмотрим на звуковую волну, которую мы воспринимаем как шум.

Неупорядоченный звук

Тут нет какой-то конкретной повторяющейся частоты. Также нет определенного тона или высоты. Звуковая волна не упорядочена. Если мы взглянем на форму этой волны, то увидим, что в ней нет ничего повторяющегося или периодического.

Давайте перейдем в более насыщенную часть волны. Мы увеличиваем масштаб и видим, что она не постоянная.

Неупорядоченная волна при масштабировании

Из-за отсутствия цикличности мы не в состоянии услышать какую-то определенную частоту в этой волне. Поэтому мы воспринимаем ее как шум.

Смертельный уровень звука

Хочу немного упомянуть про смертельный уровень звука для человека. Он берет свое начало от 180 дБ и выше.

Стоит сразу сказать, что по нормативным нормам, безопасным уровнем громкости шума считается не более 55 дБ (децибел) днем и 40 дБ ночью. Даже при длительном воздействии на слух, этот уровень не нанесет вреда.

Уровни громкости звука(дБ)ОпределениеИсточник
Совсем не лышно
5 Почти не слышно
10 Почти не слышно Тихий шелест листьев
15  Еле слышно  Шелест листвы
20 — 25 Едва слышно  Шепот человека на расстоянии 1 метр
30  Тихо  Тиканье настенных часов (допустимый максимум по нормам для жилых помещений ночью с 23 до 7 часов)
35 Довольно слышно  Приглушенный разговор
40  Довольно слышно  Обычная речь (норма для жилых помещений днем с 7 до 23 часов)
45 Довольно слышно Разговор
 50 Отчетливо слышно  Пишущая машинка
55  Отчетливо слышно  Разговор (европейская норма для офисных помещений класса А)
 60  Шумно (норма для контор)
65 Шумно Громкий разговор (1м)
70 Шумно Громкие разговоры (1м)
75 Шумно Крик и смех (1м)
80 Очень шумно Крик, мотоцикл с глушителем
85 Очень шумно Громкий крик, мотоцикл с глушителем
90 Очень шумно Громкие крики, грузовой железнодорожный вагон (7м)
95 Очень шумно Вагон метро (в 7 метрах снаружи или внутри вагона)
100 Крайне шумно Оркестр, гром (по европейским нормам, это максимально допустимое звуковое давление для наушников)
105 Крайне шумно В старых самолетах
110 Крайне шумно Вертолет
115 Крайне шумно Пескоструйный аппарат (1м)
120-125 Почти невыносимо Отбойный молоток
130 Болевой порог Самолет на старте
135 — 140 Контузия Взлетающий реактивный самолет
145 Контузия Старт ракеты
150 — 155 Контузия, травмы
160 Шок, травма Ударная волна от сверхзвукового самолета
165+ Разрыв барабанных перепонок и легких
180+ Смерть

Скорость звука в км в час и метры в секунду

Скорость звука — это скорость распространения волн в среде. Ниже даю таблицу скоростей распространения в различных средах.

0 ºСм/скм/ч
Воздух 331 1191.6
Водород 1284 4622.4
Азот 334 1202.4
Аммиак 415 1494.0
Ацетилен 327 1177.2
Гелий 965 3474.0
Железо 5950 21420.0
Золото 3240 11664.0
Кислород 316 1137.6
Литий 6000 21600.0
Метан 430 1548.0
Угарный газ 338 1216.8
Неон 435 1566.0
Ртуть 1383 4978.0
Стекло 4800 17280.0
Углекислый газ 259 932.4
Хлор 206 741.6

Скорость звука в воздухе намного меньше чем в твердых средах. А скорость звука в воде намного выше, чем в воздухе. Составляет она 1430 м/с. В итоге, распространение идет быстрее и слышимость намного дальше.

Читайте также  Настройка антирадара sho me g800 str

Мощность звука

Мощность звука — это энергия, которая передается звуковой волной через рассматриваемую поверхность за единицу времени. Измеряется в (Вт). Бывает мгновенное значение и среднее (за период времени).

Давайте продолжим работать с определениями из раздела теория музыки!

Высота и нота

Высота — это музыкальный термин, который обозначает почти тоже самое, что и частота. Исключение составляет то, что она не имеет единицы измерения. Вместо того чтобы определять звук количеством циклов в секунду в диапазоне 20 — 20 000 Гц, мы обозначаем определенные значения частот латинскими буквами.

Музыкальные инструменты производят периодические звуковые волны правильной формы, которые мы называем тонами или нотами.

Давайте посмотрим на звуковую волну в 1 кГц. Сейчас я увеличу масштаб, и вы увидите каково расстояние между циклами.

Звуковая волна в 1 кГц

Теперь давайте взглянем на волну в 500 Гц. Тут частота в 2 раза меньше и расстояние между циклами больше.

Звуковая волна в 500 Гц

Теперь возьмем волну в 80 Гц. Тут будет еще шире и высота намного ниже.

Звук в 80 Гц

Мы видим взаимосвязь между высотой звука и формой его волны.

Давайте я покажу вам еще один пример!

Ниже волна в 440 Гц. Это стандарт в мире музыке для настройки инструментов. Соответствует он ноте ля.

Чистая звуковая волна в 440 Гц

Мы слышим только основной тон (чистую звуковую волну). Если увеличить масштаб, то увидим, что она периодическая.

А теперь давайте посмотрим на волну той же частоты, но сыгранную на пианино.

Периодический звук пианино

Посмотрите, она тоже периодическая. Но в ней есть небольшие дополнения и нюансы. Все они в совокупности и дают нам понятие о том, как звучит пианино. Но помимо этого, обертона обуславливают и тот факт, что одни ноты будут иметь большее сродство к данной ноте чем другие.

Для примера можно сыграть туже ноту, но на октаву выше. По звучанию будет совсем иначе. Однако она будет родственной предыдущей ноте. То есть это та же нота, только сыгранная на октаву выше.

Такая родственная связь двух нот в разных октавах обусловлена наличием обертонов. Они постоянно присутствуют и определяют насколько близко или отдаленно определенные ноты связаны друг с другом.

Традиционной нотации высота ноты обуславливает ее расположение на нотном стане или нотоносце.

Сейчас я покажу вам с помощью нотного редактора. Здесь мы видим, как записывается нота ля.

Помимо традиционного представления нот на нотном стане, в современных музыкальных редакторах вы можете встретить другую систему записи и редактирования нот. Чаще всего она представляет собой пианинную сетку или таблицу.

Слева мы видим клавиатуру пианино. А справа, соответствующие каждой ноте, прямоугольники.

В принципе, такая система не отличается от классической выше. Просто способ представления высоты нот реализован по-другому. Точно также, когда мы говорим 440 Гц или ля, мы имеем одну и ту же высоту или частоту звука.

Свойства и качество звука

Свойства звука — это его физические особенности, которые можно измерить. Сюда входит частота колебаний, их продолжительность и амплитуда. Еще относится и состав колебаний. То есть сочетание простейших колебаний в сложное.

А вот отражение физических свойств в наших ощущениях (то, что мы чувствуем) называется качеством звука. Сюда относится высота и длительность звука. А также громкость и тембр.

Высота звука зависит от частоты колебаний. Чем чаще колебания, тем выше звук. Чем реже колебания, тем ниже звук.

Длительность зависит от продолжительности колебаний.

Громкость зависит от амплитуды колебаний. Например, после удара по гитарной струне, можно увидеть, что она начнет колебаться в разные стороны. Чем шире эти колебания, тем громче звук. Ширина этого размаха называется амплитудой колебаний.

Если сильно ударим по струне, то амплитуда будет большой. Соответственно, мы услышим громкий звук. Если легонько тронем пальцем струну, то амплитуда будет маленькой. В таком случае, звук будет тихим.

Тембр — это обертоновая окраска звука. Она позволяет нам различать звуки одной высоты, но исполненные разными инструментами или голосами.

Кодирование звука

Кодирование звука — это процесс преобразования колебаний воздуха в колебания электрического тока с последующей дискретизацией аналогового сигнала. То есть такое кодирование необходимо нам для дальнейшей работы со звуком уже на компьютере.

А поскольку мы на ПК не можем работать с аналоговым сигналом, в таком случае мы должны преобразовать его в цифровой. Так мы можем к примеру, с помощью специальных компьютерных программ для создания звука работать с самим сигналом.

Для преобразования сигнала используются специальные аналого-цифровые преобразователи (АЦП). В компьютере это обычно звуковые карты.

Форматы звука

Форматы звука предназначены для представления аудио данных с последующим хранением на электронных носителях. Есть три основные группы:

  1. формат звука со сжатием и потерями качества (MP3, Ogg)
  2. со сжатием без потерь (APE, Flac)
  3. без сжатия (WAW, AIFF)

На этом все!

Теперь вы знаете, что такое звук и каковы его характеристики. Также мы дополнительно рассмотрели такие понятия, как частота, высота и нота. А также как они соотносятся друг с другом.

[ratings]

Сказать спасибо кнопками ниже:

Источник: https://muzrock.com/teoriya-muzyki/chto-takoe-zvuk

Что такое частотный диапазон в колонках и какой лучше?

Сколько герц ставить в настройках звука?

Всем привет! Сегодня поговорим о том, какой частотный диапазон колонок лучше и как влияют воспроизводимые частоты на качество звука. Постараюсь объяснить все простыми словами, однако не гарантирую, что это получится в полной мере.

Немного теории

Звук – распространение механических колебаний в газообразной или жидкой среде. Как у любой волны, у звука есть такие параметры как амплитуда (характеризует громкость) и частота (характеризует тональность).

Ухо среднестатистического человека способно улавливать звук с частотой от 16–20 Гц до 15–20 кГц. В свою очередь, этот диапазон имеет три «ступеньки»:

  • 20–150 Гц – низкие частоты.
  • 150‑7000 Гц – средние частоты.
  • 7–20 кГц – высокие частоты.

Чем выше частота колебаний, тем выше тон звука. Например, шмель, который машет крыльями медленно, гудит, а комар, частота взмахов крыльев которого существенно выше, мерзко пищит, затаившись во тьме.

Звук ниже диапазона слышимости называют инфразвуком, от 1 ГГц ультразвуком. Человеческий слух их не воспринимает, однако такие звуки с большой амплитудой могут оказывать влияние на организм.

Такой диапазон в полной мере воспринимает человек с идеальным слухом. В условиях постоянного шумового фона, способность воспринимать весь спектр частот, со временем ухудшается.

Кроме того, с возрастом почти каждый человек подвержен старческой тугоухости, когда не воспринимается звук высокой частоты.

Биологически так обусловлено, что женщины лучше воспринимают высокие частоты, а также лучше различают интонации и тональности, на что влияет необходимость заботы о потомстве.

По этой же причине большинство представительниц прекрасного пола сложно обмануть – они способны уловить любую фальшь в голосе. Также стоит отметить, что у женщин слух начинает ухудшаться к 40 годам, тогда как у мужчин этот процесс стартует с 30.

Применительно к колонкам, интерес представляют, в первую очередь, звуки человеческой речи и музыка. Эстетов, слушающих звуки дикой природы на компьютере, существенно меньше по сравнению с киноманами и меломанами.

Количество каналов

Диапазон хороших колонок во многом зависит от количества каналов. Динамики разного размера способны воспроизводить только определенный диапазон частот. При этом наблюдается такая закономерность: чем больше диаметр, тем более басовито может «гудеть» такой излучатель.

Для того, чтобы передать звуковые частоты в полной мере, их разделяют по каналам, оснащая каждую несколькими динамиками под каждый диапазон. Сегодня самыми распространенными являются:

  • Двухканальные – один НЧ динамик, плюс излучатель для СЧ и ВЧ;
  • Трехканальные – по одному динамику на НЧ, СЧ и ВЧ.

Это касается не только стереофонических систем, но колонок 2.1. Разница лишь в том, что массивный НЧ динамик в последнем случае вынесен в отдельный корпус. Замечено, что звучит такая стереосистема лучше, так как «бочка» обычно располагается отдельно и не перебивает звук СЧ и ВЧ излучателей.Это же справедливо по отношению к колонкам 5 1. Конструкция фронтальных и тыльных колонок у них обычно не различается, поэтому они воспроизводят те же звуковые частоты.

Впрочем, на позиционирование источника звука при просмотре фильма на ПК или домашнем кинотеатре, это никак не влияет, а именно для этого и устанавливается такая акустика.

Амплитудно-частотная характеристика

В этой теме нельзя не упомянуть такое понятие как АЧХ. Что это такое? Это диаграмма, которая характеризует зависимость амплитуды звука от его частоты. По ней можно определить, на каких именно частотах колонка сможет играть громче, а на каких тише.

Идеальная диаграмма выглядит как прямая линия с небольшим спуском в начале и подъемом в конце. Увы, добиться таких показателей сложно, поэтому такой диаграммой обладают только акустические системы Hi-End класса.

В остальных случаях выбирать колонки рекомендую по АЧХ, в зависимости от того, какому звуку вы отдаете предпочтение:

  • С подъемом от 20 Гц до средних басов для тех, кто любит, когда «бумкает» – поклонникам drum’n’bass, breakbeat, dubstep, дет-метала, грайндкора и некоторых течений дум-металла;
  • С преобладанием средних частот – поклонникам классических вокала и музыки;
  • Высокие частоты – для любителей хеви-металла, пауер-металла, а также вокала в стиле «пиг скрим».

На закономерный вопрос как изменить АЧХ акустической системы, единственный адекватный ответ – перепаять самостоятельно, заменив базовые динамики на более подходящие. Впрочем, многие меломаны знают, как увеличить высокие частоты и убрать басы.Первый способ – воспользоваться регуляторами на самой акустической системе. Если таковые не предусмотрены конструкцией, рекомендую слушать музыку с помощью проигрывателя со встроенным эквалайзером – например, WinAMP или AIMP.

Итак, на что влияет АЧХ мы разобрались. Также хочу отметить, что чаще всего в сопроводительной документации к акустике бюджетного сегмента, такая диаграмма не приводится.

Встречается она в среднем классе и более дорогих устройствах. Впрочем, многие производители приводят все необходимые данные по каждому девайсу на официальном сайте.

Какие же колонки выбрать

Итак, думаю вы уже поняли, что на ответ как изменить диапазон воспроизводимых частот без вмешательства «очумелых» ручек, ответ «никак». Что это значит? То, что выбирать придется из доступного на рынке, если неохота «заморачиваться».

В характеристиках многих акустических систем указывается диапазон от 20 Гц до совершенно заоблачных значений – 35 кГц и иногда даже выше. Это не более чем маркетинговая уловка – все равно, вряд ли, вы расслышите звук с частотой более 20 кГц. Поэтому покупайте колонки, работающие именно в этом диапазоне – не прогадаете.

О том, что такое мощность акустической системы, можно почитать вот здесь. Также советую почитать о лучших производителях колонок. Буду признателен всем, кто поделится этой публикацией в социальных сетях. До завтра!

С уважением, автор блога Андрей Андреев.

Источник: https://infotechnica.ru/vse-chto-podklyuchaetsya-k-kompyuteru/o-kolonkah/chastotnyj-diapazon/

Записывая звук, выбираем оптимальную частоту. Полезная информация

Сколько герц ставить в настройках звука?

Не только новичкам, но и некоторым энтузиастам, занимающихся звуком много лет, покажется откровением тот факт, что банальный процесс записи сопровождается сложнейшими физическими явлениями. Одним из таковых называют дискретизацию. Согласно определению, она представляет собой процесс преобразования непрерывной функции в дискретную. Людям, далёким от науки, это понять сложно, тем более, здесь задействована квантовая физика – самая сложная из существующих на сегодняшний день.

Но профессиональные звукорежиссёры, например, работающие в московской студии звукозаписи «Интервал», знают, что такое частота дискретизации звука, какая лучше применима в тех или иных случаях. Почему? Потому что от этого явления зависит конечное качество записываемой музыки. В кассетно-плёночный период эти нюансы, ввиду ограниченной технической оснащённости, опускались.

Но в современном высокотехнологичном цифровом мире частота дискретизации звука имеет значение при создании музыки и демонстрации её слушателям.

Детализация понятий

Что такое разрядность и частота дискретизации, какая лучше? Ответ на данный вопрос, несмотря на сложность природы этих явлений, получить можно. При этом нет необходимости штудировать учебники по физике. Достаточно вспомнить, что советскими полуподпольными звукорежиссёрами, записывающими рок и другую музыку, эти показатели определялись на интуитивном уровне. Дискретизацию ещё называют сэмплированием. Это определение более понятно для музыкантов. Её частота подразумевает интенсивность процессов в тот момент, когда аналоговый сигнал преобразуется в цифровой. Среди них хранение данных, конвертация, и непосредственно оцифровка.

Читайте также  Настройка брелка шерхан магикар а

Частота дискретизации измеряется в герцах. Ориентиром в её изучении является теорема Котельникова. Её автор раскрывает суть дискретизации. Согласно теореме, она ограничивает интенсивность оцифрованного сигнала до половины собственной величины.

Частота дискретизации. В чём её значение для звукозаписи

Дискретизация по времени – это процесс, который непосредственно связан преобразованием аналогового сигнала в цифровой. Наряду с ней происходит квантование данных по амплитуде. Дискретизация по времени означает измерение сигнала в момент всей его передачи. В качестве единицы берётся один сэмпл. Если на словах это не совсем понятно, то на примере выглядит более убедительно. Допустим, частота дискредитации равняется 44100 Гц – та самая, которая применялась на аудио-CD. Это означает, что сигнал измеряется 44100 раз в течение одной секунды.

Аналоговый сигнал по своей насыщенности всегда превосходит цифровой. И его преобразование – это неизбежная потеря в качестве. Частота дискретизации служит своеобразным ориентиром: чем она выше, тем ближе качество цифрового звука к аналоговому. Это явственно просматривается в списке ниже. Он показывает, какая частота звука лучше. Изучая его, вы увидите непосредственную взаимосвязь дискретизации и качества трека:

  • 1. 8000 Гц. Данная частота характерна для телефонных разговоров и записи речи на простой по набору функций диктофон. Используется на звуке, преобразовываемом через кодек Nellymoser.
  • 2. 22050 Гц применяется в радиовещании.
  • 3. 44100Гц. Как уже упоминалось выше, данная частота характерна для Audio CD, и этот показатель долгое время отождествлялся с наиболее высоким уровнем качества. И сегодня формат не утрачивает своих позиций.
  • 4. 48000 Гц. Это форматы DAT и DVD, пришедшие на смену AUDIO.
  • 5. 96000 – DVD-аудио MLP-5,1.
  • 6. 2822 400 ГЦ – высокотехнологичный формат SACD Super Audio.

Список чётко указывает на то, какая частота звука лучше. К тому же технологии на месте не стоят, и появляются новейшие форматы. Но прежде чем строить далеко идущие планы, следует учесть один очень весомый нюанс. Его суть проста: чем выше частота дискретизации, тем сложнее её достичь технологически. Для этого необходимо:

  • обеспечить высокую интенсивность передачи цифровых потоков. А это возможно далеко не на каждом интерфейсе. И чем больше каналов задействовано в записи (а это характерно для музыкальных ансамблей), тем процесс сложнее;
  • иметь на вооружении процессор, способный производить мощные вычислительные операции. Но даже в самых современных образцах возможности для получения звука сверхвысокого качества ограничены;
  • использовать для записи компьютерную технику, обладающую большим объёмом оперативной памяти.

Учитывая вышеизложенную информацию, неудивительным является тот факт, что частота звука, равная 44100 Гц, продолжает оставаться наиболее востребованной и сегодня. Она десятилетиями удовлетворяет даже самые взыскательные запросы к качеству, и вместе с тем имеются все технические возможности для её достижения. Последний фактор является определяющим как для рядовых пользователей, так и для большинства звукозаписывающих студий. Даже зная, какая частота звука лучше, чтобы достигнуть её, необходимо позаботиться о технической оснащённости.

Источник: https://studiointerval.ru/stati-i-novosti/zapisyvaya-zvuk-vybiraem-optimalnuyu-chastotu-poleznaya-informatsiya

Герцы и Децибелы, или Как выбрать акустику для компьютера?

Сколько герц ставить в настройках звука?

Я постараюсь выяснить, как не утонуть в море информации и технических терминов и найти свою идеальную акустическую систему для компьютера.

Зачем нужна акустика?

Перед выбором акустической системы нужно четко определиться с основными потребностями и назначением системы. Если покупатель любит вкусно поиграть в современные игры и посмотреть кино, то в диапазоне цен до 2000 рублей и мощности до 40 Вт идеалом будет система 2.1. Если же основное назначение акустики — воспроизводить музыку (какую именно — значения не имеет), тогда вполне может подойти стереопара сопоставимой мощности. Skype и звуковые сигналы Windows можно послушать и на недорогих пищалках базового уровня мощностью по 5 Вт на канал.

На что обратить внимание в первую очередь?

Посмотрев на акустическую систему и пощупав ее, можно определить, качественные ли у нее динамики: видимая часть динамика (диффузор) должна быть из плотного материала и крепиться на мягком подвесе. Но этот метод не всегда поможет, так как мало кто из продавцов даст покупателю щупать руками акустику, надавливать на диффузоры и т. д. В этом случае стоит оценивать по косвенным признакам, таким как диаметр динамика, наличие среднечастотного и высокочастотного динамика (твиттера, или пищалки, как его иногда называют).

Второй важный параметр — материал, из которого сделан корпус устройства: он может быть выполнен из МДФ или пластика. МДФ (или как еще говорят ДВП) — это прессованное древесное волокно, которое заметно дешевле дерева, но по своим акустическим характеристикам к нему довольно близко.

Другими словами, МДФ хорош своей музыкальностью, способностью усиливать звук без паразитных призвуков. Справедливости ради надо отметить, что достаточно толстый дорогой пластик тоже может послужить хорошим материалом для корпуса.

Существуют и комбинированные системы, где сателлиты изготовлены из пластика, а сабвуфер выполнен из МДФ — это, на мой взгляд, наиболее сбалансированное решение, при котором и цена не зашкаливает, и звук отличный.

Третьим параметром, на который стоит обратить внимание, является эргономика. Со временем становится действительно важным, где расположена рукоятка регулировки громкости и есть ли разъем для подключения наушников. Гораздо приятнее, когда рукоятки регулировки громкости и разъем наушников смонтированы на передней панели сабвуфера или колонки. Именно из таких мелочей складывается удобство использования и субъективное впечатление после пользования системой.

Четвертым параметром являются технические характеристики системы, такие как диапазон воспроизводимых частот, мощность…, но об этом мы поговорим в следующем разделе.

Много цифр или как в этом разобраться?

Что касается технических характеристик, то самой популярной (на нее чаще всего обращают внимание при выборе устройства) зачастую является выходная мощность, которая указывается в Ваттах — Вт. Но не стоит гнаться за большими цифрами, так как большая мощность еще не гарантирует качественный звук.

Рассмотрим значение характеристик на базе моих домашних стереоколонок TopDevice TDS-510 (мощность — 20 Вт, диапазон частот — 80- 20 000 Гц, динамики — 3″+1″, корпус — МДФ, вес — 2,9 кг).

Воспроизводимая мощность составляет 20 Вт. В значении указано RMS (Rated Maximum Sinusoidal) — это мощность, при которой динамик или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Данной мощности будет достаточно, чтобы наполнить среднюю по размерам комнату звуком и смотреть фильм с комфортом на достаточном удалении от колонок.

В контексте обсуждения мощности хочу отметить, что недобросовестные производители порой указывают совершенно неправдоподобные цифры в 100 Вт на колонках размером с апельсин. Надо понимать, что качественный звук могут выдать качественные колонки и нормой будет диаметр в 3−4 дюйма для основных динамиков и мощности в 20−30 Вт.

Также отмечу, что для каждого объёма помещения и расстояния, с которого предполагается слушать акустическую систему, есть своя оптимальная мощность, и ощущение громкости зависит от этого соответствия. В моем случае — 30 кв.м. и 4 метра удаления.

Вторая важная характеристика, которой стоит уделить внимание — это диапазон воспроизводимых частот. В случае с рассматриваемыми колонками — это 80−20000 Гц. Человек способен воспринимать звук в диапазоне 20−20000 Гц, поэтому данные колонки почти полностью перекрывают слуховой диапазон, за исключением самой нижней составляющей. В комплектах 2.1 сабвуфер отвечает как раз за частоты до 300 Гц, дополняя звук басами. Так как низкочастотные звуки хуже локализуются в пространстве и распространяются дальше через препятствия, то сабвуфер чаще всего ставят на пол или куда-либо еще, но на прочную и плотную поверхность.

Диаметр динамиков обычно указывается в дюймах. В исследуемых колонках указано 3″+1″, это означает, что в каждой колонке используются по два динамика: среднечастотный и высокочастотный. Использование выделенного высокочастотника даёт лучшую детализацию звука.

Вес. При выборе акустики можно вспомнить крайне простое, но действенное правило: чем больше весит комплект — тем лучше. Дерево будет тяжелее пластика, но не страшно, если корпуса сателлитов выполнены из пластика, а сабвуфера — из МДФ (об этом я уже писал выше).

Вывод

Таким образом, если вам нужно подобрать компьютерную акустику, достаточно обратить внимание на ключевые моменты, определяющие правильность вашего выбора:

 — основное предназначение системы и размер рабочего пространства — выявить и определить до просмотра конкретных моделей;

 — размер динамиков и наличие выделенных динамиков для воспроизведения ВЧ — обратить внимание при просмотре конкретных моделей;

 — правдоподобные мощность и частотные характеристики для размеров рассматриваемой модели; часто на колонках просто пишут предельные характеристики микросхемы усилителя или указывают таинственные огромные ватты по версии PMPO;

 — материал МДФ для сабвуфера предпочтительнее пластика; сателлиты могут быть любыми — обратите внимание при выборе;

 — вес колонок: чем он больше, тем лучше — присмотритесь к выбранному вами варианту.

И помните, что какую бы вы систему ни выбрали, стоит уважать соседей и закон — не стоит слушать музыку громко или пугать людей за стеной звуками взрывов и стрельбы в часы общего сна и покоя.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/computers/articles/57339/

Акустические системы: читаем технические характеристики (часть 6)

Сколько герц ставить в настройках звука?

Тем, кто видит характеристики акустических систем впервые и никогда раньше не сталкивался со всем этим набором информации, можно только посочувствовать. На первый взгляд, все сложно… Хотя с другой стороны, для того, чтобы разобраться, вполне достаточно знания школьного курса физики.

Сохранить и прочитать потом —       

Наверное, все упростится, если прокомментировать по порядку реальный набор характеристик, который, кстати, я бы рекомендовал получать из фирменного документа под названием Info Sheet — Информационный лист. Такой PDF-файл можно скачать на сайте практически любого изготовителя акустики для практически любой его модели. Именно там, как правило, все описывается наиболее коротко и ясно.

Сопротивление или импеданс

Итак, по порядку. Сопротивление или импеданс. В одних случаях указывается одно, в других — другое, и в этом есть определенное лукавство. Да, если подсоединить омметр к клеммам акустического кабеля, мы получим требуемые 4, 6 или 8 Ом с точностью ±10%. Только вот беда, это измерение некорректно: мы используем постоянный ток, а нас интересует сопротивление переменному току в звуковом диапазоне частот.

И заметим: ая катушка динамика по определению не может иметь линейное (не зависящее от частоты) электрическое сопротивление — ведь это индуктивность! А если учесть, что у динамика есть резонансные частоты, и в составе колонки таких динамиков несколько, плюс все это объединяет и вовсе нелинейная схема кроссовера, то измеренное нами сопротивление постоянному току становится просто ориентировочной цифрой.

График замера импеданса (сопротивления)

Корректным параметром становится импеданс, под которым, как правило, имеется в виду сопротивление переменному току — в нашем случае различное на разных частотах. Чаще всего, он представляется в виде графика такой зависимости. В серьезных моделях колонок такой график часто прилагается. Для колонок сопротивлением 8 Ом на определенных частотах импеданс может «проседать» втрое — скажем, до 2-3 Ом — и это способно стать серьезной проблемой для работы подключенного к колонке усилителя. Более-менее ровная кривая импеданса у многополосной системы — признак серьезного уровня разработки АС.

Диапазон воспроизводимых частот

Следующий параметр — диапазон воспроизводимых частот. Если в этом пункте указано что-то типа «35 Гц – 25 кГц» — и все, то в этом случае я рекомендую сразу воскликнуть что-то типа режиссерского «Не верю!». Поскольку перед нами — очередное лукавство, и у продавцов недорогих систем оно встречается довольно часто. Да, наша колонка может воспроизводить 35 герц.

Но на этой частоте ее чувствительность (о которой, в данном случае, изготовитель скромно умолчал) может быть очень небольшой. В результате в этом месте (оно называется нижний предел) частотная характеристика может иметь «завал» — спад децибел на 20. А это, в свою очередь, означает, что на этой заветной низкой частоте, которая так важна для воспроизведения «панча», колонка звучит, по ощущениям, тише раза в 3-4.

Читайте также  Настройка брелка пантера с обратной связью

То есть, практически молчит… То же самое касается и верхней граничной частоты диапазона.

Пример измерения АЧХ акустики

Корректно диапазон частот, указанный в технических характеристиках, будет выглядеть только в сочетании с показателем неравномерности частотной характеристики в децибелах во всем этом диапазоне. И данные типа «диапазон частот 35 Гц – 25 кГц при неравномерности ±3 децибела» сразу же вызывают уважение и серьезное отношение к продукту. Оптимально, если в документации эти данные проиллюстрированы графиком АЧХ — амплитудно-частотной характеристики, где по горизонтальной оси отложена частота, а по вертикальной — звуковое давление.

Важным, хотя и не так часто встречающимся, является указание диапазона частот и его неравномерности при отклонении от оси на угол, как правило, 15-30 градусов. Этот параметр позволяет оценить, насколько широка направленность звучания колонок.

От нее, в частности, зависит величина «пятна» объемного звучания — области, в которой слушатели получат качественный пространственный эффект.

От этого, в свою очередь, зависит, сколько «посадочных мест» может располагаться в образованном новыми колонками зрительном зале в условиях конкретной комнаты, что особенно важно не только для классического стерео, но и при использования акустики в системах домашнего кинотеатра.

Чувствительность

В связи со всем вышесказанным, перейдем и к параметру «чувствительность». Она измеряется в децибелах. Этот показатель, в какой-то степени указывает на степень совершенства нашей колонки. Практически это — ее КПД, коэффициент полезного действия. Для современной акустики этот параметр находится в пределах около 83-95 децибел. Понятно, что высокие значения чувствительности, особенно для классической многополосной системы, достигаются путем множества серьезных и часто затратных технологических усовершенствований.

Схема измерения чувствительности колонок

Повышение чувствительности на 6 децибел приводит к ощущению, что при том же входном сигнале акустика звучит приблизительно вдвое громче! И кстати, для того чтобы поднять громкость на 3 децибела, диффузор динамика должен колебаться с приблизительно удвоенной амплитудой. Для маломощного усилителя, а это, в частности, большинство ламповых моделей, звук которых столь привлекателен, нужна акустика именно с высокой чувствительностью.

Максимальное звуковое давление

В технических параметрах пользовательской акустики (в отличие от профессиональных моделей) этот показатель указывается достаточно редко. Максимальное звуковое давление, естественно, также измеряется в децибелах и, очевидно, может быть косвенно вычислено из данных о чувствительности и максимальной мощности.

https://www.youtube.com/watch?v=Y2rv8U7v8-I

Сознательно не залезая в подробности и условия измерения этих параметров, скажем только, что для получения полной совокупности впечатлений от аудио, более-менее устоявшимся считается предел в 90 дБ — на этой громкости (фиксируемой, как правило, в метре от излучателя, в то время, как слушатели располагаются гораздо дальше), многие протоколы испытаний рекомендуют производить тестовое прослушивание. Для сравнения, комплекты дискотечной аппаратуры для залов работают на уровнях до 130 (топы) – 140 (субы) дБ. Это уровень, приближающийся к болевому порогу. Серьезная домашняя акустика, в среднем, выдает максимальные 100–110дБ, и, ради всего святого, пожалейте своих соседей!

Коэффициент нелинейных искажений

Это очень важная характеристика, которая, тем не менее, также нечасто фигурирует в параметрах колонок. Методики ее измерения бывают не совсем корректны. И все же, для качественных моделей она не превышает одного процента, для колонок хорошего уровня это треть процента (0,32% – 0,37%) практически во всем диапазоне частот, и лишь на низах этот параметр может перевалить за 1 процент. Если учесть, что именно на низких частотах наши уши не очень восприимчивы к искажениям, то такой «скачок» не критичен.

Еще одна особенность: КНИ резко возрастает при высокой громкости. Следует понимать, что в звуковом тракте «источник — межкомпонентный кабель — предварительный усилитель — межкомпонентный кабель — оконечный усилитель — акустический кабель — колонка», именно акустическая система является источником наиболее серьезных искажений, хотя подробнее об искажениях, наверное, стоило бы поговорить в связи с усилителями.

Мощность

И раз упомянуты усилители — самое время перейти к мощности. Это тема также «усилительная», но и в приложении к колонкам в ней немало интересного. В параметрах колонки, чаще всего, указывается рекомендованная мощность усилителя в виде двух чисел — минимального и максимального значения.

Например, читаем, что для некоей напольной пассивной акустики, указывается минимальная мощность усилителя 20 Вт, максимальная — 200. Это значит, что при мощности усилителя ниже 20 Ватт колонка не сможет обеспечить приемлемый диапазон звукового давления (громкости), ограниченный ее чувствительностью.

А при мощности выше 200 Ватт изготовитель, очевидно, не гарантирует сохранность колонки.

При превышении максимальной мощности (часто используется термин «пиковая» мощность или другое, на усмотрение изготовителя) происходит лавинообразное нарастание искажений, затем динамик может перейти в режим клиппирования — когда части подвижной системы ударяются в ограничивающие их смещение детали динамика. Это отмечается характерными щелчками. Появление таких щелчков — верный признак того, что динамику осталось работать совсем недолго. Не стоит доводить до этого.

Окно программы для разработки акустики VituixCAD

Как ни странно, очень важно при выборе колонок обратить внимание не только на цифры технических характеристик, но и на типы излучателей, их особенности и размеры. Особенно стоит оценить совокупный размер диффузоров низкочастотных драйверов. Наличие единственного прямонаправленного низкочастотного динамика с диффузором диаметром 5 дюймов очень плохо сочетается с заявленной нижней граничной частотой 30 Гц, особенно при неравномерности 3 децибела — а такие надписи доводилось видеть у недобросовестных изготовителей.

Все вышеупомянутые параметры акустики важны не только для понимания того, как она зазвучит, но и для того, чтобы правильно подобрать комплект «колонки-усилитель». Общие принципы достаточно просты. Максимальная мощность усилителя должно быть заведомо меньше, чем максимальная мощность акустики. А ее чувствительность, поведение импенданса, особенности схемы требуют серьезного анализа для понимания, какой усилитель станет оптимальным выбором. Но это — тема для другого рассказа.

Предыдущие материалы цикла «Акустические системы»:
Акустические системы: поговорим о звуке (часть 1)
Акустические системы: строение динамика (часть 2)
Акустические системы: типы динамиков (часть 3)
Акустические системы: альтернативные варианты излучателей звука (часть 4)
Акустические системы: стены, сферы, ящики, каналы (часть 5)

Эту статью прочитали 7 971 раз

Поделитесь статьёй:

Источник: https://www.audiomania.ru/content/art-6928.html

Как настроить усилитель (Gain, LPF, HPF)

Сколько герц ставить в настройках звука?

Настройка усилителя для сабвуфера и остальной аудиосистемы может поставить новичка в тупик. Утонченная настройка — дело не простое и требует большого опыта или помощи профессионала.

На этой  странице мы разберем основные, базовые настройки — чтобы у вас ничего не сгорело, сабвуфер не пытался отыгрывать скрипку и все было на своих местах.

HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)

Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.

При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.

Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!

HPF и LPF (полезная статья —(АЧХ) Амплитудно-частотная характеристика)

Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для  них режьте в районе 1400-1600 Hz.

Если есть возможность, то можно  ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.

Gain \ Level

Gain (чувствительность)часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.

Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.

Иногда значение Вольт (V)  указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.

Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

Настройка гейна на слух (2 способ)

Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.

Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.

Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите

Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.

Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа

Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:

Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.

Subsonic

Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его по умолчанию примерно на 20-25 Hz. При углубленной настройке, сабсоник выставляется для предотвращения чрезмерного хода диффузора. Поочередно включаются синусы ниже частоты настройки корпуса сабвуфера и по наблюдению за величиной хода диффузора выбирается нужное значение.

Bassboost

Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz.

При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и  если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»

Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.

X-over

X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.

Регулятор фазы (Phase)

Регулятор фазы — является частью углубленной настройки — меняет фазу динамика. Бывает фиксированный переключатель 0 / 180° и регулятор 0° — 180°. Читайте отдельную тему: Фаза сабвуфера — правильная настройка.

Master/Slave

Этот переключатель используется при мостовом подключения моноблоков. Master устанавливается на усилителе, к которому подходят RCA («тюльпаны») от магнитолы, Slave ставится на подсоединяемом моноблоке.

Читать еще:

Полезный материал? Поделитесь, если так:Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:

Источник: https://doctorbass.ru/znaniya/nastroyka/kak-nastroit-usilitel-gain-lpf-hpf/